В современной России безработица определяется историческими особенностями формирования трудового потенциала страны. Развивающаяся рыночная экономика, возникшая на базе постсоветского хозяйства, отказалась от прошлого, но пока не приобрела будущего. Эта закономерность прослеживается как в экономических, так и социальных сферах жизни общества. Новые трудовые отношения существуют наряду с сохраняющимися в сознании большинства людей установками на гарантированную всеобщую занятость. Обладая различным жизненным опытом, люди по-разному относятся к новым экономическим условиям и адаптируются далеко не одинаково.
Потеря работы приводит к снижению трудовой активности людей. Как отмечают специалисты служб занятости, для безработных характерны пассивность и иждивенческая позиция. Многие безработные недостаточно активны в решении своих жизненных проблем и не решаются брать на себя ответственность за изменение существующей ситуации.
Сегодня безработица официально признана как реальный факт российской действительности. Особенности российской безработицы исследуются преимущественно в русле социально-экономических проблем [ 4 ]. Остаются недостаточно разработанными психологические факторы безработицы и ее психосоциальные последствия [ 3 ]. Негативное воздействие безработицы на социальное здоровье общества и политическую нестабильность не вызывают сомнений так же, как и взаимосвязь безработицы с преступностью. Очевидны и экономические потери общества: резкое снижение жизненного уровня безработных и их семей, снижение уровня заработной платы занятых в связи с усилением конкуренции на рынке труда, полная или частичная утрата квалификации длительно не работающих приводит к увеличению затрат общества на восстановление квалификации или переобучение безработных [ 2 ].
Анализ исследований в общественных науках показал, что наибольшее внимание уделяется рассмотрению отличительных черт безработных граждан, делаются попытки их классификации по социологическим и психологическим основаниям, особенностям адаптации и поведения в ситуации потери работы.
Типология безработных: обзор отечественных исследований Ю.М. Плюснин и Г.С. Пошевнев (1997) на основании социологического опроса, совмещенного с психологическим тестированием, предложили классификацию безработных по мотивам обращения в службу занятости. В основание выделения типов безработных были положены причины обращения на биржи труда, поскольку отношение к ним определяет поведение безработных на рынке труда. С учетом отношения безработных к службе занятости были выделены следующие типы [ 5 ]:
1) реально ищущие работу безработные, которые не регистрируются в службе занятости и самостоятельно пользуются информационными залами для поиска работы;
2) ищущие работу и пользующиеся услугами биржи труда безработные, которые активно занимаются поиском работы и достаточно быстро трудоустраиваются (от двух недель до трех месяцев);
3) нуждающиеся в помощи безработные, которые хотели бы работать, но имеют различные трудности при попытках трудоустройства. К этому типу безработных относятся молодые женщины с детьми дошкольного возраста, а также одинокие люди среднего возраста, которым не к кому обратиться за помощью и которые не ориентируются на рынке труда. Среди них встречаются безработные, находящиеся в состоянии невротического расстройства и требующие серьезной психологической помощи;
4) обращающиеся в службу занятости для получения определенных льгот (пособие по безработице, непрерывный стаж работы, возможность переобучения). Преимущественно это женщины, занятые частным бизнесом (уличная торговля, в основном), или домохозяйки, обратившиеся на биржу за получением социальных льгот;
5) безработные с иждивенческой позицией, которые пользуются ус-лугами службы занятости для получения пособия по безработице, как ос-новного источника существования. Они не имеют намерения работать и предпочитают длительно оставаться клиентами биржи труда.
Используя «социопсихологический» подход, А.Н. Демин, И.П. Попова (2000) разделили безработных в соответствии с предпочитаемыми ими способами адаптации в ситуации потери работы:
1) борьба с государством, которое несправедливо обошлось со своими гражданами, фактически неоднократно «ограбив» их. Ситуация при этом воспринимается как данность в изменившемся мире, а адаптация сводится к принятию данной позиции и связанных с ней ролей;
2) отношения с государством на условиях ренты, которые являются более мягкой формой по сравнению с предыдущей. Потеря работы воспринимается как возможность отдыха, длительного отпуска, своего рода вознаграждение за отданный государству труд, и пока размер пособия по безработице составляет приемлемый для жизни уровень, люди не торопятся предпринимать активные действия для поиска работы. С возрастом вероятность вступления человека в рентные отношения с государством повышается;
3) альтернативный жизненный стиль, при котором более важными становятся сферы жизни, не связанные с трудовой деятельностью. Этот способ является своеобразным продолжением «рентных отношений» с государством и представляет собой переключение активности безработного на воспитание детей, заботы о семье, собственном здоровье, ремонт в квартире, содержание приусадебного хозяйства. Чем больше человек погружается в альтернативную деятельность, тем сложнее ему вернуться в трудовую сферу;
4) защитное избегающее поведение, которое характеризуется избеганием ситуаций и всякого рода предложений, требующих активности, настойчивости и нового осмысления. При этом наблюдается уход в воспоминания о преимуществах предыдущего места работы и игнорирование имеющихся проблем. В сознании людей любые попытки изменить существующее положение воспринимаются как бессмысленные, им не достает уверенности в себе, будущее предстает бесперспективным и управляемым внешними силами;
5) хаотичный поиск, при котором не происходит осмысления вариантов поведения, а также последствий принимаемых решений. Люди склонны принимать любое предложение работы, которое подворачивается. В результате таких действий выбранная работа может оказаться далекой от желаемой и отличаться от предыдущего места работы худшими условиями, большим объемом, меньшей заработной платой и т. п. Человек попадает в ситуацию напряженности и конфликтности, что приводит к общей неудовлетворенности и агрессивности. Будущее представляется в мрачных тонах;
6) поиск в условиях ограничения информированности, когда попытки действовать в направлении своих трудовых задач осуществляются при дефиците необходимой информации. Причиной этого дефицита может оказаться неразвитость личных связей или недостаток источников нужной информации. В целом данный способ адаптации обусловлен отсутствием у человека информации и инструментов ее поиска, что значительно тормозит проявление активности;
7) продуктивное иждивенчество характеризуется тем, что люди пе-рекладывают ответственность на ближайшее окружение и при этом пользуются их ресурсами. Этот способ адаптации характерен для выпускников учебных заведений, проживающих с родителями. Данная форма поведения в критической ситуации оказывается предопределенной опытом личностного становления и является результатом следования семейным традициям при осуществлении жизненного и профессионального пути;
8) использование ресурсов своей межличностной сети, которое включает в себя:
– возобновленные связей с родственниками, друзьями, знакомыми для обращения к ним за помощью;
– внутрисемейное сплочение для взаимной поддержки членов семьи;
– создание определенного круга общения для осуществления различных обменов;
– использование сложившейся репутации на последнем месте работы для нового трудоустройства;
9) понимание своих преимуществ, возможностей, планирование
своих действий и накопление опыта для эффективного поведения на рынке труда;
10) нахождение новых перспектив и возможностей в сложившейся ситуации, использование всех своих ресурсов для успешного трудоустройства.
Первые пять из представленных стратегий адаптационного поведения являются неконструктивными, последние три варианта из всех выше-перечисленных отражают конструктивные стратегии. Оставшиеся варианты являются переходными и в зависимости от результата могут оказаться и конструктивными, и неконструктивными. Авторы отмечают, что указанные способы адаптации безработных не являются исчерпывающими, существуют и другие варианты, которые могут представлять собой комбинированные способы поведения [ 1 ].
В фокус внимания исследователей в Беларуси попали оказавшиеся без работы люди, имеющие все формальные признаки социальной группы безработных, но не зарегистрированные в государственной службе занятости. В результате проведенного исследования среди представителей изучаемой группы были выделены основные социологические типы.
1. «Индивидуал» является представителем активного типа экономи-ческого поведения, ориентированным на рыночные отношения. Вероятно, он занят в области малого производства или сфере услуг, предпочитая работать на дому.
2. «Теневик» относится к представителям полулегального, нелегального или криминального сектора экономики, так называемый «псевдорыночный» потребительский тип экономического поведения. Как правило, занимается перераспределением благ в свою пользу любыми средствами (шантаж, мошенничество, рэкет и т. д.).
3. «Люмпен», как представитель иждивенческой ориентации среди незарегистрированных безработных, характеризуется «приспособленческим» потребительским типом экономического поведения.
4. «Профессионал» — это специалист, имеющий высокую или среднюю квалификацию, который оказался без работы в связи с сокращением штата или по собственной инициативе. Он занимается, как правило, надомным трудом (ручная сборка компьютеров, написание компьютерных программ на заказ и др.), используя при этом свои профессиональные знания и навыки [ 6 ].
Изложенный материал указывает на необходимость выделения типологии безработных на основании индивидуально-психологических особенностей в ситуации временной потери работы для решения вопроса о том, является ли потеря работы следствием психологического склада личности или она есть причина психологических изменений в человеке. Безработные, как социальная группа, не однородны по своему составу, что также говорит о необходимости разделения этой социальной группы на соответствующие подгруппы.
Цель данного исследования состояла в выявлении структуры мотивов, ценностных и смысложизненных ориентаций, личностных характеристик, лежащих в основе дезадаптационных личностных расстройств безработных, для разработки и апробации новых форм социально-психологической помощи. В исследовании приняли участие 75 человек, зарегистрированных как безработные в службах занятости Санкт-Петербурга (из них 19 мужчин и 56 женщин). Исследование проводилось в районных службах занятости города.
В соответствии с поставленной целью применен следующий комплект психодиагностических методик:
– для оценки личностных характеристик — методика «Мини-мульт» (модификация MMPI), метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), шкала самооценки Спилбергера, методика КОС, тест отношения к инновациям;
– для измерения мотивационной сферы — тематический апперцептивный тест Х. Хекхаузена;
– для оценки смысложизненных ориентаций и ценностей — тест смыс-ложизненных ориентаций (ТСО) и тест ценностных ориентаций М. Рокича.
С помощью программы «STATISTICA» была проведена статистическая обработка данных: подсчет первичных статистик, критерии различия между выборками Стьюдента (^-критерий) и Манна-Уитни, дисперсионный, корреляционный, факторный и кластерный анализы.
Для выделения ведущих признаков в личностных характеристиках группы безработных был использован факторный анализ. При этом учитывались показатели методики Мини-мульт, УСК и личностной тревожности, поскольку они являются наиболее устойчивыми в личностной структуре и поэтому имеет смысл их учитывать в психологической работе с безработными.
Были сгруппированы измеренные эмпирические показатели по вы-делившимся факторам, уменьшив количество исходных переменных и сведя к минимуму потери исходной информации. В результате проведенного анализа было получено пять факторов, включающих в себя определенные личностные характеристики безработных: 1) дезадаптация с преобладанием тревожности; 2) социальная желательность; 3) экстерналь-ность в сфере неудач в коммуникациях и в отношении здоровья; 4) экстер-нальность в сфере достижений в семье и на работе; 5) асоциальное поведение.
Большая дисперсия психологических параметров в исследуемой группе безработных явилась свидетельством неоднородности выборки, поэтому было целесообразно разделить ее на кластеры (типы) для более дифференцированного подхода при проведении психокоррекционных ме-роприятий. Для этих целей применен кластерный анализ. Для разделения выборки на кластеры использовался метод k-средних. Группировка про-водилась по показателям вышеназванных факторов, обобщающих личностные особенности безработных.
Итак, с помощью факторного анализа были выявлены общие тенденции личностных изменений в выборке безработных. После соответствующей идентификации полученных факторов по обнаруженным тенденциям проводился кластерный анализ. Это было сделано для того, чтобы зафиксировать общие личностные тенденции, которые могли бы потеряться среди разнообразных частных моментов.
Такая же процедура исследования была предпринята и в отношении ценностных предпочтений в группе безработных. Сначала использовался факторный анализ в отношении ценностных ориентаций и их реализован-ности в выборке безработных. Было получено и идентифицировано 11 дополнительных переменных-факторов, семь из которых отражали ведущие приоритеты в ценностных предпочтениях испытуемых, а четыре представляли собой основные тенденции в реализованности ценностей указанной группы испытуемых.
II тип, названный нами «странствующие рыцари». Безработные этого типа пытаются воплотить в жизнь свои идеи, не считаясь с реальностью, видя свое предназначение в улучшении жизни других людей и всего человечества в целом. Они жертвуют самореализацией во имя великой цели. Считая себя ответственными за свое окружение, они берут повышенные обязательства и действуют зачастую на пределе имеющихся возможностей. Таким образом, они тратят время и силы на достижение нереальных или трудновыполнимых целей.
III тип, названный «временными безработными». Его представители хорошо адаптированы в социуме, но в силу сложившихся обстоятельств оказались временно без работы. Они нацелены на работу и готовы к ней приступить. Ориентированные на межличностные отношения и заботу о своем здоровье, они ответственны за себя и свои поступки, но склонны к самообвинениям в отношении отрицательных событий и ситуаций, которые случаются с ними.
IV тип, получивший название «иждивенцы». Они не связывают свои поступки с происходящими в их жизни событиями, считая их результатом случая или действий других людей. К происходящим неблагоприятным событиям они относятся как к неудачному стечению обстоятельств, а улучшения в своей жизни ожидают от окружающих. Это характеризует их как несамостоятельных и зависимых от других людей. Для них важно де-монстрировать свою социабельность, чтобы производить выгодное впе-чатление. В силу таких особенностей они склонны придерживаться обще-принятых норм поведения, предпочитая следовать культурным традициям.
По результатам проведенного исследования были намечены два на-правления оказания помощи безработным, призванные улучшить адапта-ционные возможности данной социальной общности в зависимости от предложенной психологической типологии. Одно из них лежит в соци-ально-экономической области и представляет собой определение наиболее подходящей социальной ниши в сфере профессиональной деятельности для каждого из описанных типов безработных в соответствии с их психологическим своеобразием.
Для безработных, относящихся к I типу («страдающие эгоисты»), вид деятельности должен быть творческим, нестандартным, учитывающим их индивидуальный стиль и дающим возможность самовыражения. Условия работы должны исключать формальных ограничений и временных рамок, обеспечивая самостоятельность и независимость работника.
В отношении безработных II типа («странствующие рыцари») необ-ходимо придерживаться того, что предполагаемый вид деятельности должен учитывать их стремление к бескорыстному служению людям, всему человечеству. Самоутверждение этих людей реализуется через конформность установок и приверженность морально-нравственным традициям.
Важной особенностью их деятельности должны быть щадящие их неус-тойчивую самооценку отношения в коллективе.
Безработным III типа («временные безработные») рекомендуется обратить внимание на их совершенствование в профессиональном плане. Именно этот тип безработных наиболее подходит для обучения и переобучения. Оптимальными для них являются условия, которые учитывают необходимость поощрений и мер, направленных на повышение их самооценки и престижа деятельности. Отмеченные особенности позволят им успешно работать в сфере гуманистических интересов и общественной деятельности.
Безработные IV типа, названные «иждивенцами», могут быть адап-тированы в профессиональной сфере при поддержке и руководстве опытного и мудрого наставника в условиях сопричастности к культурным и семейным ценностям. В этих условиях их труд будет продуктивным. Для них важна стабильность и устойчивость деятельности и отношений в небольшом дружном коллективе.
Второе направление относится к психологической сфере и состоит в разработке психокоррекционных программ, учитывающих необходимость воздействия на ценностно-мотивационную сферу и самооценку безработных. Эти программы должны включать в себя выявление конфликтных зон в ценностно-мотивационной структуре личности, в особенности тех, которые имеют отношение к трудовой деятельности. Проведение психо-коррекционных мероприятий будет наиболее эффективно в групповых формах работы с безработными людьми, так как при соответствующей организации группового взаимодействия создается атмосфера, благоприятствующая необходимым изменениям.
Для безработных I типа рекомендуются меры, направленные на осознание собственных проблем, связанных с их склонностью к доминированию и самоизоляции. В связи с этим представляется необходимым восстановление адекватных реальности притязаний, предъявляемых к будущей работе, и формирование позитивных установок по отношению к общественным нормам и ценностям.
Безработные II типа нуждаются в снятии напряженности и стресса, связанных с переживанием собственной ненужности, и в повышении са-мооценки. Их нереалистические установки к окружающему миру требуют коллективной критической оценки в рамках групповых занятий (тренингов).
Безработным III типа необходима помощь, направленная на повышение спонтанности их поведения и усиление мотивационных тенденций в сторону достижения цели. Они должны понять, что невозможно оставаться в рамках предъявляемых к себе и другим гиперсоциальных и нравственных требований и при этом добиваться успеха и уважения. Кроме того, длительное отсутствие профессиональной деятельности для них не пройдет бесследно и может привести к потере квалификации и снижению самоуважения.
Безработным IV типа необходим комплекс мероприятий, облегчающих вхождение в профессиональную среду и направленных на постепенное принятие ответственности за результаты своей деятельности.
Итак, оказавшиеся без работы люди имеют устойчивые личностные особенности, позволяющие разделить их на четыре типа в целях разработки необходимых и адекватных психокоррекционных мероприятий. Поскольку безработные представляют собой неоднородную группу, при оказании содействия в трудоустройстве целесообразно использовать дифференцированный подход. Учет полученной типологии даст возможность службам по трудоустройству осуществлять работу с безработными в направлении повышения их адаптационного потенциала в профессиональной сфере, что в свою очередь позволит снизить текучесть кадров на предприятиях и минимизировать уровень реальной безработицы.
Выявленные основные факторы дезадаптации безработных в силу нереалистичных ожиданий, оценки собственного статуса, уровня притязаний и их соотношения с другими жизненными ценностями, а также проведение необходимых психокоррекционных мероприятий будут способствовать адекватному выбору места работы и более успешной адаптации и самореализации на новом рабочем месте. Государственным структурам и, в частности, работникам системы занятости необходимо пересмотреть свой взгляд на безработных людей как на «добровольных бездельников», увидев в них ценнейший источник необходимых стране кадров, способных при определенной поддержке обеспечить эффективное продвижение экономических и политических реформ. Это относится ко всем людям, по той или иной причине оказавшимся без работы, но особенно это касается молодежи, в которой заключено будущее любого государства.
Санкт-Петербургский государственный университет
1. Демин А.Н. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации / А.Н. Демин, И.П. Попова // Социологические исследования. — 2000. — № 5. — С. 35—36.
2. Гильдингерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, соци-альные последствия в условиях перехода к рынку / М.Г. Гильдингерш ; под ред. А.И. Муравьева. — СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1995. — 163 с.
3. Глуханюк Н.С. Психология безработицы: введение в проблему / Н.С. Глуханюк, А.И. Колобкова, А.А. Печеркина. — 2-е изд., доп. — М. : Мос. психол.-соц. ин-т, 2003. — 84 с.
4. Кузьминова Т.В. Исследование феномена безработицы отечественной наукой (по материалам фондов диссертационного отдела РГБ) /
Т.В. Кузьминова // Социологические исследования. — 2003. — № 7. — С. 145—150.
5. Плюснин Ю.М. Социальная психология безработных / Ю.М. Плюснин, Г.С. Пошевнев. — Новосибирск : ЦСА, 1997. — 84 с.
6. Соколова Т.Н. Нерегистрируемая безработица в Беларуси / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк // Социологические исследования. 2003. — № 7. — С. 25—33.