Выготский Лев Семенович (1896-1934) – выдающийся советский психолог; ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит центральная роль в развитии российской психологии в советский период. При построении новой – советской психологии – он стремился к ориентации на марксистскую методологию. Разработал учение о развитии высших психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.
“Всякая функция в культурном развитии ребенка, – пишет Выготский,- выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва социальном, потом – психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая” (“История развития высших психических функций”). Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем “вращиваются” в его сознание. Этот процесс перехода извне вовнутрь был назван интериоризацией. В последующих работах Выготский делает упор на исследование значения словесного знака, то есть на сопряженного с ним (преимущественно интеллектуального) содержания. Совместно с учениками он разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, проследив основные стадии преобразования значений в онтогенезе. (“Мышление и речь”).
Принцип развития сочетался в трудах Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о “психологических системах”, под которым понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль придавалась Выготским сначала знаку, а затем значению как “клеточке”, из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Выготским также был предложен принцип единства “аффекта и интеллекта”, утверждавший необходимость исследования умственного развития в его нераздельной сопряженности с развитием мотивационным.
Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, искусствознании, этнографии, социологии, дефектологии и др. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.