Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков – совокупа действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется злостью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психологические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика производится клиническими и психическими способами. Исцеление включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

«Девиация» значит «отклонение». Девиантное поведение именуют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность посреди подростков составляет 40-64%. Высочайшие числа статистических данных объясняются характерными данному возрастному периоду чертами: социальной, физиологической и психической незрелостью. Наиболее всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девицы 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных соц критериях, имеющие наследную отягощенность по психологическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Предпосылки девиаций у подростков могут быть объединены в две огромные группы. 1-ая – индивидуальности социальной среды:

  • Неполные семьи. В критериях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании бесспорного подчинения, недостающем участии, недопонимании. Отсутствует эталон взаимодействий с обратным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность меж родителями, нередкие ссоры, отсутствие взаимопонимания плохо отражаются на воспитательном процессе. Доминирование антиобщественных тенденций, паразитарный стиль жизни, алкоголизм стают прототипом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостающее внимание преподавателей, неумение установить контакт с ребенком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

2-ой группой обстоятельств, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические причины. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций содействуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные индивидуальности наблюдаются при наследовании интеллектуальной дефицитности, не нормальных черт нрава, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Био неполноценность нервных клеток мозга развивается при томных заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется чувственной неустойчивостью, понижением адаптивных способностей.
  • Индивидуальности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры мозга, формирование высших психологических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – трудности социальной адаптации: нередкие конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «нехорошим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью вебом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтригованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Свойственна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых возможностей. Увлечения нередко изменяются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере верно выражена инфантильность – маленький уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неопрятностью, запозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает чувственная неустойчивость, частая смена настроения. Зависимо от типа девиации находятся фобии, депрессии, вспышки злости, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка нередко неадекватная, возмещается ограничительным поведением (замкнутостью), беспощадностью, напускным равнодушием.

При отсутствии докторской, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков стают образом жизни. Более неблагоприятными вариациями являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Дети и молодежь из данных групп более подвержены насильной погибели, заболеваемости социально важными инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), смертельному финалу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом чувственной неустойчивости, импульсивности, отсутствия проф помощи.

0/5 (0 отзывов)

Оставить комментарий

Обучение психологов