Концептуальные построения многих авторов, относящиеся к парадигме активности, могут быть, с теми или иными оговорками, рассмотрены как варианты методологии системного подхода. Системный подход – не новость в психологии, а сам термин «системный подход» стал использоваться в нашей литературе уже больше трех десятилетий назад. Понимание системности изменялось на последовательных этапах развития науки; не одинаково оно и для разных вариантов системного подхода, существующих на одном и том же этапе. В частности, и в психофизиологии системный подход далеко не однородное направление, и общим для таких авторов, как П.К. Анохин, Н.Ю. Беленков, Н.П. Бехтерева, М.Н. Ливанов, А.Р. Лурия, Е.Р. Джон (E.R. John) и многие другие оказывается главным образом лишь признание того, что «функция» (что бы под ней ни понимали разные авторы) реализуется не отдельными структурами или клетками, а их системами. Системная психофизиология является развитием теории функциональных систем (ТФС), разработанной акад. П. К. Анохиным и его школой. Что это за теория, в чем ее отличие от других вариантов системного подхода и чем определяется особое значение ТФС для психологии и психофизиологии
АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности Реактивность Активность Эклектика в психологии и психофизиологии ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СИСТЕМНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ АКТИВНОСТИ НЕЙРОНА Парадигма реактивности: нейрон, как и индивид, отвечает на стимул Парадигма активности: нейрон, как и индивид, достигает «результат», получая необходимые метаболиты из своей «микросреды» «Потребности» нейрона и объединение нейронов в систему как способ их обеспечения Значение системного понимания детерминации активности нейрона для психологииСУБЪЕКТИВНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ Активность как субъективное отражение Физические характеристики среды и целенаправленное поведение «Дробление» среды индивидом определяется историей их соотношения Зависимость активности центральных и периферических нейронов от цели поведения Значение эфферентных влияний | ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЗАДАЧИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ Коррелятивная психофизиология Варианты традиционного решения психофизиологической проблемы Системное решение психофизиологической проблемы Задачи системной психофизиологии и ее значение для психологии Взаимосодействие коррелятивной и системной психофизиологииСИСТЕМОГЕНЕЗ Органогенез и системогенез Научение как реактивация процессов развития Научение – селекция или инструкция? Системная специализация и системоспецифичность нейронов СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СУБЪЕКТИВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Историческая детерминация уровневой организации систем Поведение как одновременная реализация систем разного «возраста» Структура субъективного мира и субъект поведения Динамика субъективного мира как смена состояний субъекта поведения Модифицируемость системной организации поведенческого акта в последовательных реализациях Человек и животное: системная перспектива Направления исследований в системной психофизиологии ПРОЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА НА СТРУКТУРЫ МОЗГА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ |
Для системных разработок в психологии также считается необходимым рассматривать психику как систему иерархически организованных уровней, а психические явления – как многоуровневые. При этом уровневая организация определяется как продукт истории. Принцип иерархии относят к числу основных принципов системного подхода и оценивают как необходимый компонент психологических исследований, игнорирование которого ведет к упрощенным трактовкам «строения» психики]. Наличие множества разноуровневых систем определяет тот факт, что к числу важнейших задач системного анализа в психологии принадлежит установление зависимостей одной системы по отношению к другой, т.е. межсистемных отношений.
Первостепенное значение в раскрытии причинных связей в поведении придается выделению системообразующего фактора. Утверждается, что именно системообразующий фактор определяет особенности психического отражения предмета, характер деятельности, а также уровень и динамику ее регуляции. Наряду с этим специально подчеркивается неадекватность линейного детерминизма типа «стимул–реакция» при установлении упомянутых причинных связей. Трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, реагирующего на стимулы, и его системный анализ требует раскрытия механизмов целевой, а не «стимульной» детерминации деятельности, которая есть «не реакция и не совокупность реакций, а система».
Подводя итог, к требованиям методологии системного анализа в психологии можно отнести выделение системообразующего фактора и замену линейной схемы «стимул–реакция» на представление о целевой детерминации; учет развития в его единстве с функционированием; анализ исторически детерминированной уровневой организации систем; изучение межсистемных связей или отношений.
Сопоставление изложенных в настоящей главе положений ТФС и системной психофизиологии с этими требованиями обнаруживает их очевидное соответствие.