СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Основная задача этой главы состоит в том, чтобы изложить целостную и, как нам кажется в данный момент, свободную от эклектики систему представлений, объединяющую в рамках единой теории понимание активности отдельного нейрона и целостного поведения, соотношения функционирования и развития, структуры и функции, психики и мозга, индивида и среды, нормы и патологии. Здесь будет продемонстрировано, как последовательное развитие системного подхода заставило отказаться от представления о реактивности не только на уровне организма, но и на клеточном уровне в пользу представлений об активности и целенаправленности, что, в свою очередь, обусловило существенное изменение методологии, задач и методов объективного исследования субъективного мира и привело к формированию нового направления в психологии – системной психофизиологии.
Концептуальные построения многих авторов, относящиеся к парадигме активности, могут быть, с теми или иными оговорками, рассмотрены как варианты методологии системного подхода. Системный подход – не новость в психологии, а сам термин «системный подход» стал использоваться в нашей литературе уже больше трех десятилетий назад. Понимание системности изменялось на последовательных этапах развития науки; не одинаково оно и для разных вариантов системного подхода, существующих на одном и том же этапе. В частности, и в психофизиологии системный подход далеко не однородное направление, и общим для таких авторов, как П.К. Анохин, Н.Ю. Беленков, Н.П. Бехтерева, М.Н. Ливанов, А.Р. Лурия, Е.Р. Джон (E.R. John) и многие другие оказывается главным образом лишь признание того, что «функция» (что бы под ней ни понимали разные авторы) реализуется не отдельными структурами или клетками, а их системами. Системная психофизиология является развитием теории функциональных систем (ТФС), разработанной акад. П. К. Анохиным и его школой. Что это за теория, в чем ее отличие от других вариантов системного подхода и чем определяется особое значение ТФС для психологии и психофизиологии
АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ
Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности
Реактивность
Активность
Эклектика в психологии и психофизиологии

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Что такое система?
Результат – системообразующий фактор
Временной парадокс
Целенаправленность поведения
Опережающее отражение

Теория П.К. Анохина как целостная система представлений
Системные процессы
Поведение как континуум результатов


СИСТЕМНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ АКТИВНОСТИ НЕЙРОНА
Парадигма реактивности: нейрон, как и индивид, отвечает на стимул
Парадигма активности: нейрон, как и индивид, достигает «результат», получая необходимые метаболиты из своей «микросреды»
«Потребности» нейрона и объединение нейронов в систему как способ их обеспечения
Значение системного понимания детерминации активности нейрона для психологии

СУБЪЕКТИВНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ
Активность как субъективное отражение
Физические характеристики среды и целенаправленное поведение
«Дробление» среды индивидом определяется историей их соотношения
Зависимость активности центральных и периферических нейронов от цели поведения
Значение эфферентных влияний

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЗАДАЧИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Коррелятивная психофизиология
Варианты традиционного решения психофизиологической проблемы
Системное решение психофизиологической проблемы
Задачи системной психофизиологии и ее значение для психологии
Взаимосодействие коррелятивной и системной психофизиологии

СИСТЕМОГЕНЕЗ
Органогенез и системогенез
Научение как реактивация процессов развития
Научение – селекция или инструкция?
Системная специализация и системоспецифичность нейронов

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СУБЪЕКТИВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Историческая детерминация уровневой организации систем
Поведение как одновременная реализация систем разного «возраста»
Структура субъективного мира и субъект поведения
Динамика субъективного мира как смена состояний субъекта поведения
Модифицируемость системной организации поведенческого акта в последовательных реализациях
Человек и животное: системная перспектива
Направления исследований в системной психофизиологии

ПРОЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА НА СТРУКТУРЫ МОЗГА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Зависимость проекции индивидуального опыта от особенностей индивидуального развития
Паттерны системной специализации нейронов разных структур мозга
Изменение проекции индивидуального опыта от животного к человеку
Изменение проекции индивидуального опыта в условиях патологии
Психофизиологическое основание закона Рибо
Значение материала патологии для изучения системной организации поведения

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ПСИХОЛОГИИ И СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
 
Утверждается, что системное исследование с необходимостью включает генетический анализ, определяет неразрывную связь структуры и эволюции, функционирования и развития. Существование систем состоит в их развитии, без которого не может быть понята ни их целостность, формирующаяся и разрушающаяся в ходе развития, ни дифференцированность. В исследовании, направленном на воссоздание теоретической картины объекта, требуется рассмотреть структуру как продукт истории и как предпосылку дальнейшего развития.
Для системных разработок в психологии также считается необходимым рассматривать психику как систему иерархически организованных уровней, а психические явления – как многоуровневые. При этом уровневая организация определяется как продукт истории. Принцип иерархии относят к числу основных принципов системного подхода и оценивают как необходимый компонент психологических исследований, игнорирование которого ведет к упрощенным трактовкам «строения» психики]. Наличие множества разноуровневых систем определяет тот факт, что к числу важнейших задач системного анализа в психологии принадлежит установление зависимостей одной системы по отношению к другой, т.е. межсистемных отношений.
Первостепенное значение в раскрытии причинных связей в поведении придается выделению системообразующего фактора. Утверждается, что именно системообразующий фактор определяет особенности психического отражения предмета, характер деятельности, а также уровень и динамику ее регуляции. Наряду с этим специально подчеркивается неадекватность линейного детерминизма типа «стимул–реакция» при установлении упомянутых причинных связей. Трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, реагирующего на стимулы, и его системный анализ требует раскрытия механизмов целевой, а не «стимульной» детерминации деятельности, которая есть «не реакция и не совокупность реакций, а система».
Подводя итог, к требованиям методологии системного анализа в психологии можно отнести выделение системообразующего фактора и замену линейной схемы «стимул–реакция» на представление о целевой детерминации; учет развития в его единстве с функционированием; анализ исторически детерминированной уровневой организации систем; изучение межсистемных связей или отношений.
Сопоставление изложенных в настоящей главе положений ТФС и системной психофизиологии с этими требованиями обнаруживает их очевидное соответствие.
Читайте далее:
Обучение психологов