Рисующая машина: как художница Розмари Трокель борется с предрассудками о женщинах в искусстве


Фото Виктории Вотоновской / ТАСС

До 17 ноября в Москве проходит выставка работ современной германской художницы Розмари Трокель. В протяжении всей собственный творческой жизни она борется с доминирующим положением парней в искусстве, при этом делает это с юмором. Как ей это удается, ведает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова

Розмари Трокель стартовала в искусстве быстро: она начинала в самом конце 1960-х, достигнула фуррора в 1970-е, а в 1980-е стала одной из первых в мире удачных женщин-художниц, которым удалось пробиться в 1-ый бастион и по уровню цен на работы, и по уровню выставок. Ее ретроспективы демонстрируют нью-йоркский MoMA, парижский Центр Помпиду, английская галерея Serpentine, Kunstmuseum в Базеле. Работы Трокель в собрании Tate Modern и MoMA. Не считая Розмари Трокель таковых дамских прорывов было, пожалуй, меньше 10 — хватит пальцев на 2-ух руках, чтоб их перечесть.

В русской Рф были «амазонки российского авангарда» — но большая слава и к Степановой, и к Поповой, и к Розановой пришла лишь опосля погибели. Розмари Трокель получила свою славу достаточно рано. К собственному художественному таланту она добавила то, чего же были лишены «амазонки авангарда»,— мягенькую силу женской проблематики.

В отличие от собственных современниц Яеи Кусамы и Ребекки Хорн, Трокель интересует обыденность женской жизни. С чувством юмора, самоиронией, соблюдая дистанцию, достаточную для рефлексии, она играючи, просто и при всем этом неописуемо пластически массивно артикулирует в собственных работах вопросцы: где пространство дамы в жизни, неуж-то на кухне? Так возникают работы с изображением горелок на электроплите.

Выбирая меж поп-артом и миниатюризмом, Трокель не выбирает ни того, ни другого, но сдержанность миниатюризма ей непременно поближе. Круги конфорок Трокель смотрятся как зоны входа в иную действительность. В коллекции семьи Марамотти, хозяев Max Маra, наикрупнейшей личной коллекции современного искусства в Италии, есть ранешние газовые превосходные горелки Трокель.

Потом художница берется за вязание — испокон веку обычное женское занятие. Вяжет Трокель из шерсти цвета русских рейтуз. Вяжет на славу — ее perfectly well done трикотажные работы — самые дорогие работы женщины-художницы на рынке. В 2014 году ее «нитяная живопись» ушла на Sotheby’s за $5 млн.

В 1980-1990-е Розмари Трокель занялась видео, исследуя пластические способности новейшего для нее медиа. Моя возлюбленная работа: как моль поедает трикотаж, делает дырочки, а позже принимается их зашивать.

Художница натягивает продырявленный молью трикотаж на базу, прикрывая стеклом, — так создаются работы, которые кажутся звездным небом. Смотришь, и дух захватывает от того, как совсем, верно, лаконически, с юмором это изготовлено. Трокель будто бы гласит нам: «Да, я дама, но я вижу своим дамским взором то, что закрыто от мужчины, в этом бытовом мире я вижу волшебство, равновеликое открытию астрологов, когда они в телескопы открывают звезды. А мне для этого довольно дырочки, проеденной молью в шерсти».

Мы показываем, как художница играет на всех регистрах. Как она, превосходный рисовальщик, вызывает трепет одной линией. Ее картинки пронзительны: мужчины и мальчишки, дамские и мужские портреты.

Для меня стала открытием фото Трокель. На рынке фото нет, музейные выставки проходят нечасто. В первый раз увидев фото Розмари Трокель, я была поражена качеством ее работы — она снимает спящего мальчугана, обрабатывая пленку, практически вымывает серебряный слой — на бумаге возникает серебряное сияние.

На данный момент, когда любой живописец — персонаж, а любая работа художника — на самом деле его автопортрет, Трокель не ездит на открытия собственных выставок, не дает наименования выставкам, она уходит в тень собственного искусства, будто бы специально вываливается из времени. Так она может дозволить для себя быть постоянно разной и созодать свои работы так длительно, как она того захотит. Желает лепить — лепит, вязать — вяжет, фотографировать — фотографирует. Ко всем действиям подступает трепетно, все делает отменно. Ответственность — это чисто женское свойство.

В один прекрасный момент она по-женски ответила дриппингу Джексона Поллока — сделала свою машинку для рисования, где любая кисточка содержит волосы друзей художника и в том числе ее собственные. Так Трокель обыграла максимально личностное и механическое в искусстве. Машинка выставлена у нас в музее.

А не так давно на FIAC в Париже я лицезрела керамику Трокель. Мы привыкли к ее неповторимому минимализму, а тут — барочный подсолнух. Он светился так, что стал энергетическим центром Гранд-пале.

Трокель не вступает в прямой контакт с музеями и галереями, но отвечает на электрические письма. Мы советовались с ней по экспозиционному устройству выставки, и что весьма приятно — ей приглянулась наша развеска.

Во всех собственных проявлениях Розмари Трокель успешна, она — мощный крепкий живописец, сразу хрупкий и эфемерный, с не малым полем ответственности. Я люблю ее и глубоко уважаю.

Источник

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов