Психолого-лингвистическая (психолингвистическая) экспертиза (др.-греч. ψυχή — душа; γλώσσα – язык и от лат. expertus — опытный, сведущий) – исследование, проводимое лицом, сведущим в научной дисциплине, находящейся на границе научной психологии и научной лингвистики, изучающей соотношение языка, мышления, сознания и деятельности в их причинных и иных взаимосвязях, значимых для ответа на поставленные перед экспертом вопросы, ответы на которые требуют специальных познаний.
СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Впервые понятие психолингвистической экспертизы было предложено в 1974 году Коченовым М.М. и Батовым В.И., как одного из подвидов психологической экспертизы. Сам термин психолингвистика впервые был предложен Николаем Пронко в 1946 году.
Дальнейшее изучение и развитие психолингвистики стало возможно благодаря работам учёных Б.Л. Уорфу, Н.Хомскому, Л.С.Выготскому, Л.В. Щербы и др.Предметом психолингвистической экспертизы, как и любой судебной экспертизы, являются факты и обстоятельства (фактические данные) устанавливаемые посредством экспертного исследования.
В ходе психолингвистической экспертизы эксперт для ответа на поставленные вопросы, в числе других задач, осуществляет изучение, описание и объяснение представленных на экспертизу речевых сообщений, закреплённых на материальных носителях (на бумаге, аудио-видео-записях и др.).
В ходе психолингвистической экспертизы нередко возникает необходимость непосредственного экспертного исследования психолингвистических особенностей и характеристик конкретного участника коммуникации (человека), речевой продукт которого относится к предмету конкретной психолингвистической экспертизы.
Вопросы поставленные перед психолингвистической экспертизой могут быть направлены на установление фактов и обстоятельств, касающихся:
- психолингвистического и смыслового содержания конкретного речевого произведения;
- наличия в речевом произведении угрозы, относимости этой угрозы к конкретному лиц;
- авторства или категориальных признаков автора текста, в том числе уровня образования, пола, возраста, национальности, психологических признаков
- автора текста и условий, в которых текст создавался;
- наличия или отсутствия в тексте оценочного суждения;
- психологических и лингвистических признаков искажения сведений в тексте;
- наличия в тексте признаков относимости содержания текста к конкретному лицу;
- жанрового смысла текста и целевой аудитории;
- наличия в содержании текста рекламы и в отношении какой целевой аудитории направлена эта реклама;
- наличия в содержании текста рекламы запрещенных предметов, веществ (например наркотических);
- наличия в рекламном тексте неприличного выражения или неприличного смыслового подтекста;
- наличия в рекламном тексте сравнения и его психолингвистической корректности;
- смысла и содержания текста, в том числе наличия в нём признаков оскорбления чести и достоинства, клеветы, экстремизма, призывов к войне, возбуждения социальной, расовой, национальной языковой и религиозной ненависти и вражды, призывов к употреблению наркотиков или совершению иных противоправных действий.
Публикации на тему психолингвистической и лингвистической экспертизы:
Способы и приемы выявления содержащихся в аудио-, видео – и печатных материалах психолингвистических признаков
Лингвистическая экспертиза предполагает глубокое теоретическое исследование механизмов функционирования языка, анализ фраз, выражений, слов в целях оказания значительной помощи следствию, судьям и адвокатам.
Основные методы исследования при лингвистической экспертизе:
обзор, синтез, логический разбор, лексико-семантический, грамматический, лингвистико-стилистический методы.
Области исследования в лингвистической экспертизе:
- голосовая идентификация или судебная фонетика (например, определение того, является ли голос подсудимого, звучащий на ленте, угрожающим);
- авторство идентификации или судебная стилистика (определение того, кто написал конкретный текст, при его сравнении с отобранными или свободными образцами письма подозреваемого);
- дискурс-анализ (анализ структуры письменного или разговорного высказывания для определения того, кто начал развивать ту или иную тему, например, на предмет вступления подозреваемого в преступный сговор);
- диалектология (определение того, на каком диалекте языка человек говорит, как правило, чтобы показать, что ответчик имеет отличный диалект от того, на котором произнесены компрометирующие записи на магнитную ленту). В отличие от идентификации по голосу, который анализирует акустические качества голоса, диалектология использует языковые особенности при выполнении аналогичных целей) лингвистический анализ происхождения (определение того, является ли данный язык родным языком человека, например, для целей -предоставления или отказа в ходатайстве о предоставлении ему политического убежища);
- лингвистический анализ достоверности (определение того, был ли правдив говорящий или пишущий);
- определение соответствия текстов на иностранном и русском языках в части аутентичности текстов искомому.
Эксперт-лингвист производит анализ конкретных слов, фраз, выражений, предложений, в том числе всего документа, чтобы предложить обоснованные суждения о ясности, понятности, и (не) двусмысленности текстов договоры, завещания, или других документов.
Пример: человек понес ущерб от пользования взятым в аренду оборудования; он не знал, что подписав контракт, который был, слишком сложный для понимания обывателя о той ответственности, которая возлагается на него в случае выявленных дефектов этого оборудования.
Эксперт лингвист может провести экспертизу контракта на предмет сложности, недосказанности в формулировках, содержащихся в договоре.
В проводимых нашими экспертами лингвистических экспертизах по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации, как правило, ключевым звеном является детальное изучение значения и стилистической окраски слов и словосочетаний современного русского языка, содержащихся в представленных на экспертизу текстах.
Учитывается их возможное использование для унижения чести и достоинства другого человека, выраженное в неприличной форме (оскорбления).
При оскорблении в отличие от клеветнических сведений, которые должны быть заведомо ложными, правдивость и ложность распространяемых сведений значения не имеет. В практике принято выделять определенные разряды слов литературного и разговорного языков, использование которых в отношении определенного лица (прежде всего, физического), как правило, является оскорбительным.
Это следующие разряды:
- Слова и выражения, обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность: мошенник, жулик, проститутка.
- Слова с ярко выраженной негативной оценкой, фактически составляющей их основной смысл, также обозначающие социально осуждаемую деятельность или позицию характеризуемого: расист, фашист, предатель.
- Названия некоторых профессий, употребляемые в переносном значении: палач, мясник.
- Зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных и подчеркивающие какие-либо отрицательные свойства человека. Например нечистоплотность или неблагодарность (свинья), глупость (осел), неповоротливость, неуклюжесть (корова) и т.п.
- Глаголы с осуждающим значением или прямой негативной оценкой: воровать, «хапнуть».
- Слова, содержащие экспрессивную негативную оценку поведения человека, свойств его личности и т.п., без отношения к указанию на конкретную деятельность или позицию: негодяй, мерзавец, хам.
- Эвфемизмы для слов первого разряда, сохраняющие тем не менее их негативно-оценочный характер: женщина легкого поведения, «интердевочка».
- Специальные негативно-оценочные каламбурные образования: «коммуняки», «дерьмократы».
- Кроме того, оскорбительным, как правило, является использование в качестве характеристик лица нецензурных слов.
Пример вопросов, ответы эксперта на которые помогут суду определить имеются ли в текстах статей или литературных произведениях, либо в выступлениях и в речах оскорбительные слова, унижающие честь и достоинство гражданина, имеются ли в статьях или в выступлениях призывы к действиям, законодательно признанными противоправными:
- Содержатся ли в публикации “XXX” слова или словосочетания, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?
- Вопрос: “Содержатся ли в публикации “XXX” клеветнические высказывания или измышления в адрес “XXX”?”, находится вне компетенции экспертов-лингвистов.
Клевета предполагает прямой умысел лжи (когда говорящий/пишущий изначально стремится опорочить другое лицо, зная, что не прав, но все равно говорит или пишет, сообщая ложные сведения, причем касающиеся конкретных фактов, а не представляющие собой оценочные суждения). В этом аспекте теории права эксперт-лингвист не располагает возможностью определить наличие/отсутствие умысла.
- Содержится ли в оспариваемом фрагменте публикации “XXX” оценка личности и деятельности “XXX”?
Что такое оценка личности с лингвистической точки зрения? Это приписывание человеку свойств и качеств в аспекте Добра или Зла, Пользы или Вреда, Красоты или Безобразия, Благородства или Подлости и тому подобных аксиологических (оценочных) категорий или представление его действий и поступков как подлежащих аксиологической характеристике. С точки зрения языковой формы это выражается в употреблении стилистически окрашенной, экспрессивно-оценочной лексики (а не стилистически нейтральных синонимических вариантов).
Пример нейтрального и оценочного называния человека, его свойств и действий: можно сказать, что человек некрасив, а можно — что он «урод». В последнем случае высока степень проявленности качества, т.е. экспрессивность слова.
Можно сказать, что человек что-то взял без разрешения и без основания, а можно — что он это украл или «спер». Если в первом случае в формулировке содержится неэмоциональная и неоценочная констатация события. То во втором случае в значении слова заложена ярко выраженная оценка действия как противоправного, не соответствующего ни закону, ни нравственным критериям. При употреблении слова «спер» негативная оценка настолько сильна, что сама находится за гранью допустимого речевого поведения.
Такие слова называются ненормативными (в данном случае это экспрессивно-просторечное слово). Их употребление не рекомендуется в официальных ситуациях. И вообще не приветствуется, потому что их употребление само может оцениваться как неправомерное речевое поведение — унижение чести и достоинства личности как объекта оценки.
- Содержит ли статья “XXX” негативную информацию о компании “XXX”, ее руководстве и непосредственно о генеральном директоре? В каких словах, словосочетаниях, фразах эта информация представлена?
- Если статья содержит негативную информацию об указанных лицах, то в какой форме она выражена: в форме утверждения, мнения, предположения?
- К кому из указанных лиц, исходя из смысла и контекста статьи, относятся слова и фразы: “XXX”, “YYY”?
- Можно ли фразу: “XXX” считать утверждением автора о том, что ……?
- Может ли цитата автора, взятая в заглавие публикации, “XXX” сформировать мнение читателя еще до прочтения статьи?
- Если статья содержит негативную информацию о компании, руководстве фирмы, генеральном директоре, то можно ли рассматривать данную информацию как порочащую деловую репутацию указанных лиц, честь и достоинство директора компании?
- Содержатся ли в публикации “XXX” утверждения о нарушении компанией действующего законодательствах или моральных принципов, если да, то в каких фразах, предложениях?
Эксперты нашего центра обладают всем необходимым комплексом знаний и умений для решения поставленной перед ними задачи.
Квалификация экспертов подтверждена необходимыми образовательными документами и сертификатами.