А.С. ЗВОНОК
Донбасс стал пионером в части развития медиации в Украине. Так, еще в 1995 – 1998 гг. на базе Донецкого психологического центра была реализована совместная американо-украинская образовательная программа по подготовке и сертификации медиаторов общим объемом 150 учебных часов.
Большой потенциал в реализации альтернативных систем управления конфликтами и становления технологии медиации в регионе заложен в негосударственном секторе и его плодотворном сотрудничестве с государственными организациями. В институциональном ключе с 1995 г. существует Луганская областная группа медиации, с 1998 г. функционирует Луганское областное отделение Общества конфликтологов Украины – общественные организации конфликтологической направленности. С целью дальнейшего расширения сотрудничества государственных и негосударственных организаций, становления конфликтологической культуры, развития альтернативных систем разрешения конфликтов в Луганском государственном университете внутренних дел им. Э.А. Дидоренко создана кафедра криминологии, конфликтологии и социологии.
Наряду с проведением соответствующих профилю учебных курсов и дисциплин подготовлены десятки публикаций и проведен ряд научно-практических мероприятий.
Так, в январе 2007 г. в Луганске при поддержке фонда “Возрождение” проведена региональная научно-практическая конференция “Подготовка специалистов по реализации психотехнологий восстановительного подхода в сфере ювенальной юстиции” <1>.
–
<1> Подготовка специалистов по реализации психотехнологий восстановительного правосудия в сфере ювенальной юстиции: Материалы региональной НПК (г. Луганск, 26 января 2007 г.). Луганск: ЧП Пальчак, 2007. 108 с.
С 2010 г. по настоящее время в Луганском университете внутренних дел им. Э.А. Дидоренко факультативно реализуется образовательная программа подготовки медиаторов. Данная программа апробируется при непосредственном участии волонтера Корпуса мира США Вайоминг МакКензи – сертифицированного семейного медиатора <2>. Следует отметить, что этот базовый курс медиации содержит только необходимый минимум в 45 учебных часов и преподается бесплатно всем желающим, что является явным диссонансом с предлагаемыми другими образовательными программами. Ведь, как показывает опыт стран СНГ, зачастую пользуясь неведением потребителей, лиц, желающих получить наряду с дипломом юриста-правоведа сертификат медиатора на волне интереса к данному виду деятельности, а то и просто пользуясь монопольным правом, образовательные организации взвинчивают и количество часов, и стоимость обучения явно не в соответствии с первоначальной базой.
–
<2> “Basic Mediation Manual” 2008, Dispute Resolution center of Snohomish and Island Counties, state of Washington, USA.
При совместной инициативе государственных и негосударственных организаций в перечень государственного кодификатора профессий включен специалист в разрешении конфликтов в социально-трудовой и семейно-бытовой сфере. Это только небольшой обзор региональной специфики становления и развития медиации.
Однако необходима дальнейшая работа по законодательному закреплению медиации как вида деятельности. Без надлежащей законодательной базы эта деятельность, имеющая, на наш взгляд, широкую базу при разрешении внутренних социальных конфликтов, еще долго будет находиться “в тени”, давая повод для развития коррупции и других асоциальных проявлений в традиционных системах разрешения конфликтов.