Псевдоагнозии при деменции.
Исследование зрительного восприятия у нездоровых, у каких клинические и экспериментально-психологические данные выявили деменцию по органическому типу, нашло отмеченные выше индивидуальности: нездоровые не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. К этому добавлялась еще одна изюминка: их восприятие было диффузным, недифференцированным.
Нарушения восприятия выявляются у данной группы в особенности верно при экспозиции ситуационных картинок. Кроме того, что дементные нездоровые не улавливают сюжета, они при всем этом проявляют и ряд остальных, соответствующих феноменов. Не понимая смысла сюжета, они нередко обрисовывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка соединяются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой нездоровой фиксирует свое внимание. Так, гриб нездоровой именует помидором, если выступила как часть головка гриба, либо же лицезреет в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножке. Потому при предоставлении рисунка нездоровому нередко индифферентно: демонстрируют ему его часть либо целое.
У неких нездоровых агнозия распространялась и на структуру, на форму изображения. Г. В. Биренбаум обрисовала в 1948 г. хворого К., у которого на фоне органической деменции выступили расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы. Она (именовала схожее нарушение “псевдоагнозией”. При показе треугольника он гласит: “Клином как-то, а именовать не могу, я вижу клин в 3-х местах, клин- трехклинник”. При экспозиции четырехугольника нездоровой гласит: “Мне тяжело сказать (обводит пальцем) — ровная, ровная, ровная и ровная”. При экспозиции незаконченного круга лицезреет до этого всего недостаток: “тут провал некий”, в то же время принимает симметрию формы. К примеру, при показе креста, не умея именовать фигуры, нездоровой заявляет: “Хоть куда хочешь заглядывай, она лежит верно”. Часто нездоровой принимает форму предмета, но здесь же стремительно наступает распад его структуры.
Схожий парадокс можно трактовать как нарушение “оптического внимания” [62]. К примеру, при осмотре рисунки, на которой нарисован крестьянин, стоящий с задумчивым видом у тележки, у которой отскочило колесо, нездоровой гласит: “Вот колесо, а это мужик стоит”, демонстрируя на лошадка. “А это птица какая-то”. Экспериментатор: “Это ведь лошадка”. Нездоровой: “На лошадка плохо смахивает”. Тут ясно выступает нарушение не только лишь смысловых, да и структурных компонент. Узнав тележку и колесо, он не только лишь не делает соответственного вывода, что стоит тележка с лошадью, но остро торчащие уши лошадки делают у хворого воспоминание, что это птица. При попытке осознать сюжет рисунки нездоровые из-за неверного узнавания деталей и структурного распада нередко ошибочно обрисовывают ее содержание. Это расстройство припоминает парадокс, описанный А. Пиком как “сенильная агнозия”, либо как расстройство “симультанного восприятия”. Оно выражается в том, что испытуемый, описывая отдельные предметы, не умеет выудить общего смысла рисунки.
При раскрашенных сюжетных рисунках дементные нездоровые просто поддаются диффузному воспоминанию броской раскраски отдельных частей рисунки и также могут обрисовывать их по вышеуказанному типу. Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, просто возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка стают центром внимания и ведут к неверному узнаванию.
В силу выпадения и расстройства смысловых компонент у дементных нездоровых резко мучались ортоскопические восприятия. Довольно было показать сиим нездоровым предмет либо набросок в перевернутом виде, как они его уже не выяснят. Примеры: предъявляется набросок кошки (из детской серии лото) в перевернутом виде. Нездоровой гласит: “Монумент некий”. Экспозиция такого же рисунка в прямом положении: “Вот так монумент! Кошка- котик”. Набросок — “башмак”, из той же серии лото, дан в перевернутом виде. Нездоровой: “Урна какая-то”. В прямой экспозиции нездоровой сходу выяснит башмак. При незначимом удалении предметов у дементных нездоровых не сохранялась константность их величины.
Таковым образом, нарушение восприятия при деменции подтверждает ведомую роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельности.
создатель Б.В. Зейгарник
Фрагмент книжки “Патопсихология”
Похожие статьи
- АГНОЗИИ
Агнозии . Агнозиями именуется затрудненность узнавания предметов, звуков. Дилемме агнозии , в особенности зрительной, посвящено огромное количество работ. Начиная с…
- НАРУШЕНИЕ ДИНАМИКИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Признание рефлекторной природы мышления значит признание его как процесса. О этом писал еще И. М. Сеченов, указывая, что идея имеет определенное…
- НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ
В поликлинике психологических болезней наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления,…
- НАРУШЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПАМЯТИ
Корсаковский синдром. Одним из более исследованных расстройств конкретной памяти является нарушение памяти на текущие действия, при котором…
- НАРУШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ВОСПРИЯТИЯ
Нарушение мотиивационного компонента восприятия. Как мы указывали сначала главы, подход к восприятию как деятельности обязует выявить конфигурации ее…