Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это совокупа чувств, мыслей и поведения, отражающая чувство своей ущербности, убеждение в приемуществе окружающих. Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием своей неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, обсессивно-компульсивного невроза, тревожного расстройства. Диагностика производится способом медицинской беседы и психического тестирования. Для исцеления применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, тренинги.

Понятие комплекса неполноценности было создано австрийским психотерапевтом А. Адлером. Он изучал формирование компенсаторных устройств у малышей с недостатками развития, и чувство неполноценности разглядывал как итог физического отличия, а позднее – как всепригодную движущую силу развития. Удачный опыт преодоления проблем сформировывает мощные черты личности, беды содействуют укреплению комплекса. Сиим разъясняется его распространенность в западном обществе, где большая значимость придается личным достижениям человека. Половые роли влияют на индивидуальности проявления данного симптомокомплекса: мужчины переживают его тяжелее, с невротическими расстройствами и гиперкомпенсацией.

Ведомую роль в развитии комплекса играют индивидуальности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, предпосылки действуют в ранешном детстве. Поддержанию и усилению симптомов содействуют демографические, социальные, политические, религиозные, этнические причины. К более возможным причинам комплекса неполноценности относятся:

  • Физические недочеты. Эффективность и удачливость человека может ограничиваться неполноценностью органа, непривлекательностью (диспропорциональностью, асимметрией, полнотой). К данной группе относятся прирожденные и обретенные недостатки, индивидуальности наружности.
  • Ошибки воспитания. Переживание чувства неполноценности возникает при лишней родительской опеке, препятствующей навыку самостоятельного решения заморочек. Иной вариант деструктивного воспитания – недостающее внимание, сопоставление с наиболее успешными детками, отсутствие похвалы и поощрений.
  • Нехороший опыт. Беды в сфере карьеры, домашней жизни, интимных отношений содействуют развитию неуверенности в собственных силах. У дам комплекс быть может вызван разводом, у парней – отсутствием отлично оплачиваемой работы.
  • Безосновательная критика окружающих. На уровень самооценки влияют неправильные выражения важных людей: родителей, жена, брата, сестры, начальника. Всераспространенным примером является внедрение сверхобобщений: «ты никогда не сможешь», «ты постоянно проигрываешь».

Основное проявление комплекса – переживание своей неполноценности и ущербности. Деструктивный вариант поведения включает замкнутость, ограничение контактов, боязнь быть активным, совершить ошибку, оказаться объектом насмешек либо осуждения. Люди избегают общения, новейших знакомств, общественных выступлений. Не проявляют инициативу на работе, изредка бывают удовлетворены собственной деятельностью. Дамы склонны выставлять себя в роли жертвы, мужчины маскируют неуверенность завышенной злостью, обвинительной позицией.

Длительное и острое переживание комплекса неполноценности приводит к развитию невротических расстройств. В детстве формируются нарушения речи (заикания, запинки), непроизвольные мышечные подергивания, ночные кошмары и ужасы. У взрослых более всераспространенным осложнением является депрессия с тревожным компонентом. Пореже развивается обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки, психосоматические заболевания.

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов