1. Данная статья закрепляет общие положения, которые регулируют порядок оплаты деятельности медиаторов по проведению процедуры медиации. Согласно ч. 1 данной статьи деятельность медиатора либо нескольких медиаторов по проведению процедуры медиации может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе. При этом деятельность по проведению процедуры медиации может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе вне зависимости от того, действует ли медиатор, медиаторы на профессиональной или на непрофессиональной основе.
Однако организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут действовать и оказывать свои услуги исключительно на платной основе. Согласно абз. 4 ст. 2 комментируемого Закона такими организациями признаются юридические лица, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных федеральным законом действий. Комментируемый Закон оставил неразрешенным вопрос о том, в каких отношениях (трудовых, гражданско-правовых) состоят медиатор и организация по обеспечению проведения процедуры медиации, является ли такая организация налоговым агентом медиаторов по доходам, полученным ими в связи с осуществлением деятельности по урегулированию споров, а также их представителем по расчетам со сторонами, как это предусмотрено, например, для коллегий адвокатов.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. По общему правилу оплата деятельности по обеспечению проведения процедуры медиации осуществляется сторонами в равных долях. Однако стороны могут договориться и о распределении своих расходов в связи с проведением процедуры медиации в иных пропорциях. Как показывает практика, стороны определяют порядок оплаты процедуры медиации при заключении соглашения о применении процедуры медиации, при этом, если посредничество осуществляется организацией, стороны должны учитывать соответствующие корпоративные нормы, содержащиеся в различных положениях, регламентах и других внутренних документах соответствующей организации.
Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, включает в себя выплаты для покрытия общих расходов по делу, в частности, расходов по назначению медиатора, выплате ему гонорара, расходов по организационному содействию организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, и пр. Также может возникнуть необходимость оплаты сторонами дополнительных расходов по проведению процедуры медиации. Дополнительные расходы могут включать в себя особые издержки, которые несет медиатор, медиаторы или организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в связи с проведением примирительной процедуры по конкретному спору, в частности, издержки на проведение экспертизы, вознаграждение экспертам, возмещение расходов свидетелей, командировочные расходы и др.
В целом данная статья содержит лишь общие положения относительно оплаты деятельности медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. Их конкретизация осуществляется в локальных актах, которые принимаются в организациях, способствующих осуществлению медиаторской деятельности.
Так, например, при ТПП РФ еще в мае 2006 года была образована Коллегия посредников по проведению примирительных процедур. Соответственно были приняты: Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника и Положение о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ.
В первых статьях указанного Положения даются определения различных статей расходов, на которые подразделяются средства, расходуемые сторонами конфликта для его урегулирования с помощью медиатора. В статье первой этого Положения указываются: регистрационный сбор, гонорарный сбор, административный сбор, дополнительные расходы и издержки сторон, а также даются определения указанных терминов. Так, под регистрационным сбором понимается сбор, направленный на покрытие расходов, возникающих до начала проведения примирительной процедуры с участием посредника. Далее закрепляется размер регистрационного сбора и указывается, что он уплачивается при подаче заявления о проведении примирительной процедуры, является самостоятельным платежом и возврату не подлежит.
Под гонорарным сбором в нем понимается сбор для выплаты гонораров за проведение примирительной процедуры. Он исчисляется в российских рублях исходя из справедливой суммарной денежной оценки (размера) взаимных претензий, возникших из передаваемого на урегулирование спора. Размер претензий определяется общей суммой истребуемых либо оспариваемых денежных средств, в том числе заявляемых сторонами убытков, стоимости истребуемого имущества, защищаемых имущественных прав и интересов. Неденежные требования подлежат денежной оценке в ходе консультаций со сторонами. При отказе любой из сторон от примирительной процедуры до ее начала гонорарный и административный сборы подлежат возврату уплатившим его лицам в полном размере. При прекращении начатой примирительной процедуры без подписания сторонами соглашения о достижении примирения подлежит возврату 50% от суммы уплаченного гонорарного сбора. При увеличении размера претензий недостающая сумма гонорарного сбора должна быть доплачена сторонами в соответствии с увеличенным размером претензий.
Порядок распределения гонорарного сбора также детально конкретизируется. В течение тридцати дней с момента завершения либо прекращения примирительной процедуры посреднику начисляется гонорар в размере 90% от суммы уплаченного сторонами гонорарного сбора. В случае избрания (назначения) нескольких медиаторов, если иное не установлено соглашением, заключенным между этими посредниками, начисленный гонорар распределяется между ними в равных долях. В течение тридцати дней с момента завершения или прекращения примирительной процедуры председателю коллегии также начисляется гонорар в размере 10% от суммы гонорарного сбора (ст. 4 Положения о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ).
Порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации, закрепленный в комментируемой статье, также нашел свою конкретизацию в ст. 8 Положения о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ. В начале статьи повторяется норма закона: сборы и расходы уплачиваются сторонами в равных долях. Предусматривается и иное распределение: сборы и расходы могут быть полностью либо частично уплачены любой из сторон, либо с ее согласия иными заинтересованными в проведении примирительной процедуры лицами. В случае же отказа либо невозможности сторон произвести оплату соответствующего сбора либо расхода примирительная процедура приостанавливается. В случае если средства не уплачиваются сторонами спора в тридцатидневный срок, примирительная процедура может быть прекращена.
Для сравнения рассмотрим Положение о сборах и расходах Коллегии посредников медиаторов при ТПП Нижегородской области. В целом в нем повторяются нормы, закрепленные в Положении о сборах и расходах Коллеги посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, но указанные в нем средства, которые платят стороны конфликта для его урегулирования с помощью медиатора, подразделяются только на:
– сбор на оплату процедуры посредничества – сбор, направленный на покрытие общих расходов, возникающих в ходе проведения процедуры посредничества в Коллегии медиаторов;
– дополнительные расходы – особые издержки, которые могут возникнуть в связи с проведением процедуры посредничества, в частности, расходы, связанные с вызовом свидетелей, проведением экспертиз, выездом посредника (посредников) для проведения процедуры за пределы места своего постоянного проживания.
При отказе любой из сторон от процедуры посредничества до ее начала заявителям возвращается лишь 30% сбора. Еще одно отличие заключается в том, что медиатору начисляется гонорар в размере от суммы уплаченного сторонами сбора на оплату процедуры посредничества, а не 90%.
Таким образом, в каждой конкретной организации, осуществляющей обеспечение проведения процедуры медиации, могут приниматься локальные акты, в которых конкретизируются и дополняются нормы не только рассматриваемой статьи, но и всего комментируемого Закона с учетом характера деятельности каждой конкретной организации.
3. Как мы видим, законодатель оставил неурегулированным вопрос о размерах оплаты деятельности по проведению процедуры медиации, оставив это на усмотрение медиаторов и конкретных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Размер оплаты деятельности по проведению процедуры медиации зависит от размера самого требования, в связи с которым и возник спор, и может определяться по-разному: как в твердой денежной сумме, так и в процентах от заявленных требований.
Так, например, в НП “Центр альтернативного разрешения споров” размер согласительного сбора (т.е. сбора, уплачиваемого сторонами за проведение примирительной процедуры) определяется в зависимости от размера требований по следующей шкале: до 500 тыс. руб. – от 2 тыс. руб. до 7 тыс. руб.; от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. – 10 тыс. руб.; свыше 1 млн. руб. – 10 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млн. руб.
Российский законодатель четко не урегулировал вопрос размера оплаты деятельности за проведение процедуры медиации, как это сделано, например, в Аргентине и Австрии, где “оплата труда медиатора осуществляется согласно тарифам, утвержденным министерством юстиции – при достижении мирового соглашения расходы на оплату гонорара медиатора распределяются между сторонами; в противном случае гонорар выплачивается из специального государственного фонда”. В связи с этим российским медиаторам оставлены широкие возможности для самостоятельного определения размера оплаты за проведение примирительных процедур, что не исключает возможности для медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, изменять размер оплаты за проведение процедуры медиации в зависимости от тех или иных критериев конкретного спора: характера спора, временных затрат на его рассмотрение, необходимости командировок для разрешения спора и т.д.