ИНСТИТУТ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА ПО СПОРТИВНОМУ КО

ИНСТИТУТ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА ПО СПОРТИВНОМУ КОДЕКСУ ФРАНЦИИ

1 января 2011 г. вступили в силу два давно ожидаемых российским юридическим сообществом базовых федеральных закона, направленных на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора:
– Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”;
– Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.
Как следует из положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” (далее – Закон о медиации), настоящим Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
Таким образом, представляется, что значительное число спорных ситуаций в области спорта может быть урегулировано с использованием института медиации.
Вместе с тем рассматриваемые нормативные правовые акты подробно не регулируют порядок проведения соответствующей процедуры. В частности, из смысла статьи 11 Закона о медиации следует, что этот порядок устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации (непосредственно или путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации).
В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.
Однако следует учитывать, что в нашей стране пока отсутствуют практические наработки проведения альтернативных процедур урегулирования споров.
При этом данный институт давно известен законодательству зарубежных стран и находит достаточно эффективное применение. Так, например, в Аргентине 50% дел не доходят до суда, поскольку решаются с привлечением медиаторов.

Соответственно существенную пользу отечественной правотворческой и правоприменительной практике может принести изучение и анализ зарубежного опыта.
В качестве примера в настоящей статье хотелось бы привести Францию – страну, чья правовая система относится к романо-германской правовой семье и во многом сходна с российской.
Процедуры внесудебного и досудебного урегулирования споров путем обращения к посреднику получили широкое закрепление в ряде французских нормативных правовых актов. Весьма показательными, на наш взгляд, являются соответствующие нормы Спортивного кодекса Франции, регламентирующие выполнение посреднических функций Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом.
Спортивный кодекс Франции (далее – Кодекс) носит комплексный характер, является весьма объемным (включает в себя в общей сложности свыше 1670 статей и структурно состоит из следующих частей):
– законодательная часть;
– регламентарная часть (декреты);
– регламентарная часть (постановления);
– приложения.
Вопросы выполнения Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом посреднических функций регулируются разделом 2 “Посреднические функции” главы 1 “Французский национальный олимпийский и спортивный комитет” части IV “Представительные и посреднические органы” книги I “Организация физкультурной и спортивной деятельности” регламентарной части – Декреты Спортивного кодекса Франции. При этом данной процедуре посвящено 20 статей – столько же, сколько содержит российский Закон о медиации.
Статьей L.141-4 Законодательной части Кодекса предусмотрено, что Французский национальный олимпийский и спортивный комитет отвечает за урегулирование всех конфликтов между спортсменами, спортивными ассоциациями, обществами и признанными спортивными федерациями, за исключением конфликтов, связанных с допингом.

Таким образом, Кодекс предполагает возможность более широкого использования досудебных процедур в соответствующей сфере, не ограничивая, в отличие от Закона о медиации, их применение лишь спорами, возникающими из гражданских, трудовых и семейных правоотношений.
Согласно статье R.141-5 Кодекса обращение во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет с целью урегулирования спора является обязательным предварительным условием для предъявления любого иска в суд, в случаях, когда спор возник по причине принятия спортивной федерацией (выполняющей отдельные государственные полномочия или в рамках осуществления уставной деятельности) решения, как подлежащего, так и не подлежащего обжалованию в рамках административной процедуры.
Таким образом, Кодексом регламентирована не известная российскому законодательству о медиации императивная (обязательная) процедура обращения к посреднику.
Статьей R.141-6 Кодекса предусмотрен крайне интересный институт автоматического приостановления при обращении к посреднику исполнения индивидуального правового акта (решения), в результате принятия которого возник спор.
Президент коллегии посредников может отменить это приостановление лишь в случае, если оспариваемый акт (решение) направлен на пресечение актов насилия.
Приостановление действия оспариваемого акта (решения) заканчивается с момента получения сторонами уведомления о мерах по урегулированию спора, указанного в статье R.141-23 Кодекса.
Процедура факультативного (не обязательного) урегулирования спора, предусмотренная статьей R.141-19 Кодекса, не влечет приостановления действия оспариваемого акта (решения).
В соответствии с положениями статьи R.141-7 Кодекса президент коллегии посредников отклоняет заявления о рассмотрении споров путем обращения к посреднику, не указанные в статье L.141-4 Кодекса, а также заявления, которые, по его мнению, явно лишены оснований.
Если заявление принято к производству, президент коллегии посредников назначает посредника и уведомляет об этом стороны спора.
В течение месяца после обращения посредник, выслушав заинтересованные стороны и изучив необходимые материалы, предлагает меры для урегулирования спора. Эти меры считаются согласованными сторонами спора, если посредник и стороны не получили уведомления о несогласии с ним в течение месяца с момента получения сторонами предложений посредника.
Статьями R.141-8 и R.141-9 Кодекса установлены гарантии последующей судебной защиты прав лиц, обратившихся для урегулирования спора к посреднику.
В частности, когда оспариваемое решение подлежит обжалованию в судебном порядке, обращение во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет с целью урегулирования спора приостанавливает течение срока на обжалование, если он не был пропущен на момент такого обращения.
Приостановление течения срока заканчивается:
– в случае вынесения решения об отказе в принятии заявления в порядке, установленном статьей R.141-16 Кодекса, с момента извещения стороны об этом;
– с момента получения стороной спора извещения о несогласии с мерами по урегулированию спора, предусмотренного статьей R.141-23 Кодекса.
Состав, порядок формирования коллегии посредников, а также правовой статус ее президента установлены статьями R.141-10 – R.141-14 Кодекса.
Коллегия посредников состоит не менее чем из тринадцати и не более чем из двадцати одного члена. В ее состав входят признанные специалисты, обладающие познаниями в вопросах организации спортивной деятельности и в области права.
Эти лица назначаются во время проведения Олимпиады Правлением Французского национального олимпийского и спортивного комитета по предложению его Комитета по этике (статья R.141-10).
Функции посредников выполняются на добровольных началах. Вместе с тем они имеют право на возмещение командировочных расходов Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом при предоставлении подтверждающих документов (статья R.141-11).
Собранное по инициативе старшего по возрасту члена заседание коллегии посредников выбирает из своих членов президента и вице-президента, оказывающего содействие президенту. Они избираются тайным голосованием во время проведения Олимпиады. Решения на заседании коллегии посредников принимаются в случае, если не нем присутствует не менее половины членов коллегии.
При отсутствии кворума заседание созывается снова в течение двух недель. В этом случае решения могут приниматься независимо от наличия кворума.
При равенстве голосов право решающего голоса принадлежит старшему по возрасту члену коллегии посредников (статья R.141-12).
Президент коллегии посредников, помимо полномочий, которые ему предоставлены в соответствии со статьей R.141-7 Кодекса, обязан координировать деятельность посредников, следить за распределением дел и составлять годовой отчет о деятельности коллегии. Этот отчет предоставляется для сведения членам коллегии посредников, а затем направляется во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет (статья R.141-13).
Президент коллегии посредников может делегировать членам коллегии полномочия, которыми он обладает (статья R.141-25).
В случае нарушения посредником обязательства по сохранению профессиональной тайны или любого другого поведения, несовместимого с исполнением его функций, Правление Французского национального олимпийского и спортивного комитета принимает решение об официальной отставке этого посредника после представления ему возможности представить свои пояснения Комитету по этике (статья R.141-14).
Следует отметить, что Закон о медиации возможности принудительного прекращения полномочий медиатора, в том числе за нарушение им требований законодательства, не предусматривает.
Кодекс содержит процессуальные нормы, подробно регламентирующие порядок обращения к посреднику (статьи R.141-15 – R.141-21), слушания дела по урегулированию спора, а также правовые последствия проведения процедуры урегулирования (статьи R.141-22 – R.141-24).
Заявление о рассмотрении спора путем обращения к посреднику (урегулировании спора) направляется президенту коллегии посредников заказным письмом с уведомлением о вручении. В нем должны содержаться имя и адрес стороны, которая ходатайствует об использовании процедуры урегулирования.
Заявление об урегулировании спора должно содержать подробное изложение обстоятельств дела, а также выводы и ссылки на конкретные доказательства. Если в заявлении оспаривается решение, то к нему должна быть приложена его копия, в противном случае в принятии заявления к производству может быть отказано.
Заявитель должен иметь прямой и личный интерес к разрешению спора.
Если заявителем является юридическое лицо, заявление об урегулировании спора должно быть подписано лицом, имеющим право действовать от его имени (статья R.141-15).
Президент коллегии посредников осуществляет предварительное рассмотрение заявления об урегулировании спора. Он выносит мотивированное решение об отказе в принятии заявления к производству, о чем незамедлительно уведомляет заявителя, если:
1) рассмотрение спора не относится к компетенции коллегии посредников, установленной Кодексом;
2) заявление подано с явными нарушениями положений статьи R.141-15 Кодекса, которые в дальнейшем не могут быть устранены;
3) заявление явно лишено оснований (статья R.141-16).
Если заявление об урегулировании спора имеет явные недостатки, которые могут быть устранены, президент коллегии посредников предлагает заявителю принять меры к их устранению и устанавливает срок для этого.
В случае отказа от устранения недостатков заявления либо их неустранения в установленный срок президент коллегии посредников принимает решение об отказе в принятии заявления к производству (статья R.141-17).
После принятия заявления об урегулировании спора к производству президент коллегии посредников назначает одного или нескольких посредников, которым поручается рассмотрение дела (статья R.141-18).
В случае если заявление об урегулировании спора было подано после истечения срока на такое обращение, президент коллегии посредников, на рассмотрении у которого находится соответствующее заявление, вправе предложить другой стороне спора принять участие в процедуре факультативного (не обязательного) урегулирования спора. Стороны в таком случае должны в письменном виде сообщить президенту коллегии посредников о своем решении воспользоваться процедурой факультативного (не обязательного) урегулирования спора или отклонить ее.
Указанные в предыдущем абзаце положения применяются также в тех случаях, когда урегулирование спора путем обращения к посреднику не является обязательным предварительным условием для обращения с иском в суд (статья R.141-19).
Имена и фамилии посредников доводятся до сведения сторон спора. При этом каждая из сторон вправе заявить мотивированный отвод назначенным посредникам в течение трех дней после получения указанных сведений по одной из следующих причин:
1) родственные или супружеские отношения посредника с представителем одной из сторон;
2) наличие общих или противоположных интересов у посредника и одной из сторон;
3) наличие у посредника личной заинтересованности в результатах разрешения спора.
По итогам рассмотрения заявления об отводе президентом коллегии посредников выносится мотивированное постановление. В случае если отвод заявлен президенту коллегии посредников, соответствующее постановление выносится вице-президентом.
В случае удовлетворения заявления об отводе посредников замена производится в порядке, предусмотренном для их назначения (статья R.141-20).
После назначения посредники определяют дату рассмотрения спора и сообщают об этом сторонам.
Процедура урегулирования осуществляется с соблюдением принципа состязательности.
Посредники вправе производить любые действия, направленные на исследование обстоятельств дела, в том числе осмотр объектов.
Извещения направляются сторонам спора заказным письмом с уведомлением о вручении, а в случаях, не терпящих отлагательства, по решению президента коллегии посредников или посредника, с применением любых других средств доставки (статья R.141-21).
Слушание дела по урегулированию спора происходит в помещении Французского национального олимпийского и спортивного комитета, если посредник не примет иного решения. Оно не является публичным.
Стороны могут принимать участие в заседании самостоятельно либо воспользоваться услугами представителей. Они вправе обеспечить участие в заседании за свой счет свидетелей и экспертов.
Посредники руководят разбирательством. Они могут пригласить принять участие в слушании дела представителя правовой службы Французского национального олимпийского и спортивного комитета.
Во время слушания дела стороны, а также их представители участвуют в прениях. Руководствуясь принципом состязательности, во время слушания дела они могут приводить новые доводы.
При достижении соглашения (в том числе частичного) между сторонами оно подлежит внесению в протокол заседания, скреплению подписями посредников и представителей и передается сторонам, которые подтверждают его получение.
Если соглашение между сторонами во время слушания дела не достигнуто, посредники немедленно и любым способом уведомляют их о предложенных посредниками мерах по урегулированию спора (статья R.141-22).
Меры по урегулированию спора, предложенные посредниками, считаются принятыми сторонами и должны быть исполнены немедленно после получения соответствующего уведомления. Вместе с тем стороны могут не согласиться с данными мерами, представив возражения в течение месяца с момента получения уведомления.
Эти возражения могут быть приняты во внимание лишь в случае, если о них были уведомлены как посредники, так и другие стороны спора. Соответствующие уведомления должны быть направлены заказным письмом с уведомлением о вручении (статья R.141-23).
В случае обращения в суд сведения о предложенных мерах по урегулированию спора передаются президентом коллегии посредников в компетентный судебный орган.
По итогам проведения процедуры факультативного (не обязательного) урегулирования спора либо подписывается соглашение между сторонами, либо констатируется недостижение соглашения. Любое из указанных решений отражается в протоколе, составленном под контролем посредников (статья R.141-24).
Представляется, что рассмотренные выше положения Спортивного кодекса Франции, регламентирующие порядок проведения досудебного урегулирования споров в области спортивных правоотношений, представляют не только теоретический интерес, но могут найти практическое применение при разработке аналогичных процедур в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.


Соловьев А.А.,
член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России,
судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области,
кандидат юридических наук, мастер спорта России.
Читайте далее:
Обучение психологов