Фото Kirsty Wigglesworth/AP/TASS
31 января Соединенное Царство выходит из ЕС и начинается переходный период. Как это событие воздействует на денежный сектор Европы и затронет ли интересы русских инвесторов?
Денежный сектор выпал из повестки денька на переговорах по отношениям Британии и ЕС, невзирая на его ведущее пространство в английской экономике. В 2017 году денежные услуги составили 45% от экспорта Соединенного Царства. 40% этого экспорта пришлось на Европейский альянс, а профицит в экспорте услуг составил £112 миллиардов (на фоне недостатка в торговле промышленными продуктами).
Английский Сити очень важен для мирового и общеевропейского рынков капитала. В 2019 году его оборот составил около £150 миллиардов, что сопоставимо с размерами продаж германской авто индустрии. Через Сити проводится 37% мировой торговли валютами и практически 20% интернациональных кредитных сделок. Сити приносит 11% налоговых поступлений и дает работу наиболее чем 1,1 миллиону человек. Взаимозависимость Сити и ЕС примерно схожа: около 25% доходов Сити получает от операций с ЕС, а ЕС употребляет Сити для ублажения примерно четверти собственных потребностей в капитале и валютах. ЕЦБ часто употребляет английские площадки и конторы для размещения собственных ценных бумаг, используя неповторимо различную базу английских инвесторов.
На удивление инвесторов, участников рынка и даже английского регулятора на переговорах по Brexit будущее денежного сектора обходило стороной, и по окончании работы рабочей группы по денежному рынку в июле 2018 года данная тема не поднималась ни на переговорах, ни в официальных заявлениях сторон. Результатом деятельности рабочей группы сделалось осознание того, что опосля Brexit английские денежные конторы не сумеют иметь таковой же уровень доступа к европейским рынкам, какой они имели до 31 января 2021 года. Расхождения были фундаментальны, что привело к заморозке переговоров. Их общая направленность уже на данный момент ясна: ЕС будет стремиться ограничить взаимодействие рамками главы о денежных услугах обычного Соглашения о вольной торговле ЕС, а англичане будут пробовать очень приблизить будущие дела в финансовом секторе к имеющейся модели.
Неувязка эквивалентности
Отсутствие точных позиций сторон делает неопределенность в дальнейшем Сити. Представления разнообразнейших гадателей и предсказателей колеблются от расцвета опосля освобождения от кандалов европейских правил до чертовского упадка опосля ограничения доступа к рынку ЕС.
Начальной позицией английской делегации на переговорах было сохранение имеющейся системы паспортизации, позволяющей фирмам из Европы и Британии работать на местности друг дружку под контролем и на основании лицензий собственного регулятора. Эта позиция была отвергнута профильным представителем ЕС еще на первой сессии в декабре 2016 года. Заместо этого ЕС предложил управляться принципом эквивалентности, когда регулятор принимающей стороны воспринимает решение о согласовании своим правилам правового режима страны регистрации входящей конторы.
Препядствия режима эквивалентности были наглядно продемонстрированы его отзывом у Швейцарии с 1 июля 2019 года. Предлогом для отзыва сделалось отсутствие «прогресса в процессе подготовки и подписания соглашения о разработке общей институциональной структуры». Один из больших игроков рынка ценных бумаг Virtu Financial, проанализировав сделки с ценными бумагами в августе 2019 года на общую сумму в US$36 миллиардов (примерно 120 000 заказов на швейцарские акции средних и малых эмитентов), сделал вывод, что стоимость сделок с ними вследствие утраты эквивалентного режима возросла примерно на 20%. А вот швейцарский биржевой индекс чуть увидел это событие и даже подрос на 1,3%.
Разумеется, малый эффект от отзыва эквивалентности у Швейцарии вселяет надежду на то, что английские рынки также избегут каких-то потрясений. Можно ждать, что сначала пострадают европейские эмитенты, которые торгуются на английских площадках через механизм паспортизации. Паспортизация сыграла огромную роль в развитии нескольких региональных рынков (до этого всего Варшавы и системы европейских площадок НАСДАГ), через которые в Лондон приходят эмитенты, по тем либо другим причинам неспособные придти впрямую. Отмена паспортизации плохо отразится и на популярности этих площадок посреди средних и малых эмитентов.
Степень взаимозависимости Сити и рынка ЕС и ведущая роль Сити в системе интернациональных расчетов дают правительству надежду на удачный финал переговоров о новейших отношениях с ЕС опосля окончания переходного периода. Результаты недавнешнего исследования Центра банковских исследовательских работ, с которыми создателю удалось ознакомиться, демонстрируют, что 2/3 финансистов Сити убеждены: Brexit не будет иметь негативных последствий для участников рынка. Невзирая на это, участники рынка готовятся к худшему сценарию. Банки уже перевели около 4000 служащих в европейские денежные центры совместно с активами стоимостью примерно US$1,3 трлн.
Все это вселяет в правительство Джонсона уверенность в благополучном финале переговоров о будущих отношениях с ЕС в секторе денежных рынков. Сиим можно разъяснить и задержки с публикацией документа о подходе Правительства Ее Величества к переговорам о финансовом секторе.
Видимо, отправной точкой будет позиция, изложенная в документе рабочей группы в июле 2018 года и исходящая из 2-ух принципов:
• Принцип автономности каждой стороны в принятии решений о доступе к ее рынкам;
• Заключение обоестороннего соглашения о общих подходах и действиях (другими словами, о том, что такое эквивалентность).
Предполагается, что автономность будет применяться к процессу сотворения правил и аспектам, по которым зарубежная юриспунденуия будет признана эквивалентной. Решения о эквивалентности либо ее отсутствии будут окончательными. Если ЕС получится настоять на применении обычных положений Соглашения о вольной торговле, то английские конторы и ценные бумаги будут иметь ограниченный доступ к рынку ЕС.
Англичане будут пробовать наиболее буквально сконструировать аспекты equivalence. В отсутствие точного определения для неевропейских компаний нет никаких гарантий, что регулятор ЕС воспримет применимые аспекты в переходный период либо что Комиссия ЕС не воспримет решения о отсутствии эквивалентности хоть какого из субсекторов английского денежного сектора.
Практические последствия
Русский бизнес находится в Сити в 2-ух главных формах:
- Через дочерние компании с лицензией британского регулятора.
- Через котировки ценных бумаг русского бизнеса на разных площадках Английской фондовой биржи.
Русским денежным группам, имеющим английские вкладывательные лицензии, придется перестраивать схемы работы их английских подразделений в ЕС. Не считая того, русским фирмам, имеющим лицензии ЕС (в фаворитных у нас Кипре, Голландии и Люксембурге), видимо, придется подавать заявки на получение британских лицензий, чтоб продолжить работу собственных европейских подразделений в Сити. И созодать это лучше, не дожидаясь конца переходного периода.
Большая часть эмитентов, торгующихся на главный площадке (Main Market) Английской биржи, уже на данный момент должны готовить проспекты эмиссий по правилам ЕС для регистрации их ценных бумаг на какой или из бирж ЕС (если, естественно, сохранение таковой торговли является экономически обоснованным). Это затронет и большой русский бизнес, котирующийся на основном рынке ЛФБ.
Большая часть русских эмитентов за крайние 15 лет приходило на Другой вкладывательный рынок (AIM), являющийся младшей площадкой ЛФБ. Эти площадки будут фактически не затронуты Brexit, так как они не регулируются правилами ЕС. Директивы ЕС используются к таковым эмитентам лишь в этом случае, если их бумаги располагаются общественным размещением, чего же большая часть эмитентов, приходящих на АIM, стараются избежать. Для их конфигураций не будет.
Каким бы ни был итог переходного периода, Сити ждут конструктивные перемены, а участники рынка должны готовиться к работе в новейших критериях.
редакция советует
Лондон, гуд бай! Как Brexit стукнет по денежным стартапам Европы
Brexit в российском переводе: как соглашение Британии с ЕС заденет русские интересы
Игра на выбывание: одолеет ли Brexit Бориса Джонсона?
Источник