Как «закон Горелкина» разрушит российскую ИТ-индустрию


Фото ИТАР-ТАСС / Александр Рюмин

Создатели законопроекта о ограничении зарубежного владения важными информационными ресурсами, желающие сохранить государственный контроль над стратегически принципиальной отраслью, на самом деле обрекают ее на смерть

В прошедший четверг, 10 октября, в комитете Госдумы по информационной политике обсудили законопроект о ограничении зарубежного владения важными информационными ресурсами. Проект закона подразумевает, что иноземцы не должны обладать наиболее чем 20% акций в русских компаниях, которым принадлежат «важные информационные ресурсы для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры, также технологии обработки данных». Депутат Антон Горелкин, который занес законопроект на рассмотрение, растолковал, что управляется патриотическими соображениями и… защитой интересов государственных технологических компаний.

Некие специалисты поддержали законопроект, сославшись на мировую практику, к которой обращался и сам Горелкин. В Рф, и в особенности в русской политике, на мировую практику часто ссылаются, чтоб подтвердить верность предлагаемых решений. Правда, из настоящих примеров могут вспомянуть лишь ограничения против китайской экспансии в Стране восходящего солнца, хотя в этом технологическом гиганте не дошли до твердых ограничений зарубежных инвестиций.

Итак, ИТ-рынку молвят, что подобные инициативы в мире всераспространены и такое регулирование ради защиты государственных интересов не ново. Почти все страны принимают конструктивные меры для того, чтоб надзирать экосистемные платформы. Но в попытке скопировать эти способы Наша родина нередко запамятывает о нескольких принципиальных вещах.

Размер финансирования, который может привлечь русская технологическая компания на внутреннем рынке, ничтожен в сопоставлении с способностями, которые доступны интернациональным игрокам на глобальном фондовом рынке. Закрыть доступ к интернациональным инвестициям — означает очень осложнить конкурентнсть с глобальными игроками и по сути лишить русские ИТ-компании грядущего, выплеснув малыша совместно с водой.

Толика Рф в мировом ВВП достаточно умеренная — всего около 3,2%. Невзирая на это, мы пока полностью удачно участвуем в мировой технологической гонке. У нас есть кому двигать эту промышленность вперед: ни Бразилия, ни Франция, ни какая-нибудь иная страна с сравнимой экономикой не сделали свои социальные сети, не разрабатывают беспилотные авто и искусственный ум мирового уровня. Разработки такового уровня есть лишь в Рф, Китае и США. Возникли они благодаря композиции инженерного и математического таланта русских профессионалов и завлеченных зарубежных инвестиций, которые дают возможность для резвого развития. При всем этом сама по для себя русская экономика, как досадно бы это не звучало, не в состоянии поддержать экосистему, в какой эти заслуги вероятны.

Можно представить, что такие главные сферы, как ИТ, в стране обязано финансировать правительство. На это намекал и сам создатель законопроекта. Но в прошлый пн Минцифры опубликовало «дорожные карты» по технологиям. Согласно сиим документам, к примеру, на развитие нейротехнологий и искусственного ума до 2024 года нужно издержать 392 миллиардов рублей. Из их лишь 57 миллиардов планируют выделить из муниципального бюджета. Остальное власти рассчитывают привлечь у бизнеса. Как можно привлечь эти 335 миллиардов рублей у личного бизнеса, за ранее лишив его способности завлекать зарубежные инвестиции? Загадка.

Наши политики также обожают приводить в пример китайскую модель суверенного веба: «Смотрите, в Китае обходятся без мирового роли, и мы уж как-нибудь справимся». Но не стоит забывать о том, что численность населения Китая наиболее чем в 10 раз превосходит российскую, а размер прямых зарубежных инвестиций в китайские сверхтехнологичные промышленности составляет $20 миллиардов, импорт сверхтехнологичных продуктов и услуг, другими словами в 10-ки раз больше, чем в Рф. Даже не сравнивая экономики 2-ух государств (тут тоже разница десятикратная), довольно сказать, что у нас нет такового большущего внутреннего рынка, чтоб хоть какой наружный рынок по сопоставлению с ним казался незначимым.

Таковым образом, у Рф нет ни аудитории, достаточной для реализации по-настоящему масштабных ИТ-сервисов, ни собственных средств. Вся «глобальная практика», на которую так обожают ссылаться наши политики, к нам по сути не очень применима. Мы не можем выращивать конкурентоспособные платформы, делая упор лишь на собственные ресурсы, поэтому что этих самых ресурсов просто нет.

Полностью может быть, что сиим законопроектом депутаты желают посодействовать русским информационным технологиям, но по сути рискуют лишь навредить им. Одно лишь обсуждение инициативы в Госдуме привело к тому, что акции русских ИТ-компаний одномоментно свалились в стоимости. Хотя, как знать, может быть, на это и был расчет — скоро может не быть способности употреблять механизмы законодательной власти для того, чтоб приобрести акции задаром.

Как отреагируют инвесторы, если законопроект воспримут? Станут ли они и далее инвестировать в русские компании либо махнут рукою и больше не поглядят в сторону Рф? Угадывать не придется.

Идет речь не только лишь о интернет-компаниях. Закон сформулирован так, что под его действие могут попасть не только лишь «Yandex» и Mail.Ru Group, да и операторы связи, банки и любые остальные компании, которые работают с пользовательскими данными. При всем этом в действительности не существует оборотной зависимости меж понятиями «государственной сохранности» и «инвестиций». Эта зависимость сотворена искусственно, избранным в законе инвентарем регулирования.

Жалко, что ни создатели законопроекта, ни те, кто их поддерживает, похоже, не соображают, что время, когда можно было закрыться от наружного мира, невозвратно ушло. В почти всех отраслях русской экономики, даже в традиционных сырьевых промышленностях, довольно зарубежных средств. Ограничить ИТ-индустрию, посчитав ее стратегически принципиальной, означает лишиться ИТ-индустрии.

Что далее? Может быть, депутаты захочут регулировать металлургию, в какой 80% средств — это зарубежные инвестиции? Так мы лишимся и металлургии, а вослед за ней и хоть какой иной промышленности, которую сочтут стратегически принципиальной и захочут защитить от зарубежного вмешательства.

редакция советует
«Yandex» и «Мегафон» в Думе раскритиковали законопроект депутата Горелкина
IT без иноземцев: как депутат Горелкин испугал «Yandex», Mail.ru и «Мегафон»

Источник

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов