06.11.2019
Синдром недостатка внимания и гиперактивности (СДВГ) – это более нередко встречающееся и наследуемое нарушение нервно-психического развития, персистирующее прямо до взрослого возраста. У деток оно встречается в 6,5% случаев, у взрослых же частота варьирует от 2,5% до 3,4%. Люди с данным диагнозом почаще попадают в кутузку, остаются безработными и гибнут в итоге злосчастных случаев. При всем этом специфичного исцеления пока ещё не существует.
На нынешний денек абилитация СДВГ проводится с помощью как немедикаментозных (психологическое сопровождение, поведенческая терапия), так и медикаментозных способов (катализаторы – метилфенидат, амфетамин; нестимулирующие препараты – атомоксетин, клонидин, гуанфацин). Амфетамин и метилфенидат являются продуктами первой полосы – они увеличивают активность амфетамина и норэпинефрина. Атомоксетин – это селективный ингибитор оборотного захвата норадреналина, а клонидин и гуанфацин – агонисты альфа2-адренорецепторов. Считается, что эти препараты оказывают действие на био механизмы СДВГ, но полный диапазон из активности остаётся неведомым, как и патогенез СДВГ.
Рандомизированные управляемые исследования проявили, что фармакотерапия СДВГ увеличивает школьную успеваемость, улучшает соц функционирование, понижает количество дорожно-транспортных происшествий с ролью пациентов с данным диагнозом. Тем не наименее, действенной терапии СДВГ пока нет. И, невзирая на то, что некие пациенты отмечают существенное улучшение, цели исцеления достигнуть оказывается очень трудно, в особенности если состояние сопровождается когнитивной нефункциональностью и чувственными нарушениями. При всем этом до сего времени нет четкой инфы о длительных эффектах стимуляторов, в особенности относительно их воздействия на рост и вес.
Осознание генетических устройств СДВГ поможет усовершенствовать фармакотерапию и обусловиться с патогенезом СДВГ. Всеохватывающие заболевания, к которым относится и СДВГ, требуют полногеномных исследовательских работ ассоциаций, которые посодействуют найти гены и био механизмы, являющиеся этиологическими факторами данных болезней.
В октябре 2019 года в журнальчике Molecular Psychiatry была размещена статья Tor-Arne Hegvik и др., в какой создатели, изучая исследования о полногеномных ассоциациях, пробовали найти гены, ответственные за восприимчивость к терапии СДВГ и коморбидных состояний.
Для начала они исследовали, соединены ли гены, ассоциированные с эффективностью терапии СДВГ, с патогенезом данного заболевания и коморбидных с ним состояний. Потом создатели пробовали выделить био пути патогенеза СДВГ, потому что они могут являться точкой приложения фармацевтических средств. Эти гены и пути патогенеза сравнили с коморбидными с СДВГ состояниями, чтоб найти, есть ли общее в их этиологии.
В конечном итоге, гены и кодируемые ими белки, с которыми ведут взаимодействие препараты первой полосы, не были соединены с СДВГ. Как следует, эти лекарства оказывают воздействие на другие механизмы данного расстройства. В целом, мы знаем только некие нюансы механизма деяния препаратов, одобренных FDA для исцеления СДВГ. К примеру, нам понятно, что они влияют на катехоламины. Потому создатели исследовали зависимость меж генами, ответственными за СДВГ, и генами, ассоциированными с эффективностью препаратов, применяемых для исцеления гиперактивности. Особенное внимание было уделено фенотипам, которые посодействовали бы эту зависимость найти.
Было найдено, что 3 локуса на хромосомах 1, 4 и 12 ассоциированы с СДВГ. Эти локусы содержат 9 генов, отвечающих за восприимчивость к лекарствам. 5 из их кодируют белки, взаимодействующие с продуктами, применяемые для исцеления злокачественных новообразований и аутоиммунных болезней. Любопытно, что эти заболевания являются общим признаком для фармацевтических средств, которые соединены с генами, ответственными за коморбидные расстройства при СДВГ. Может быть, открывшийся факт откроет новейшие пути в лечении этого расстройства.
Локус на хромосоме 1 показал сильную связь с СДВГ и содержит больше генов, взаимодействующих с продуктами, применяемыми при данном состоянии. Посреди их – ген PTPRF. Этот ген шифрует фосфатазу, сигнализирующую молекуле тирозина включиться в процессы клеточной адгезии, и участвующую в развитии и функционировании нейронов. PTPRF более исследован в отношении злокачественных новообразований, но также понятно, что он играет роль при гиперактивности и в аксональном росте.
Последующим геном в локусе первой хромосомы является SLC6A9. Он шифрует транспортёр глицина. Продуктами, влияющими на транспорт глицина, являются битопертин и саркозин. В текущее время данный механизм фармакотерапии рассматривается в качестве одной из линий терапии СДВГ. Но, оказалось, что действие саркозина распространяется только на оппозиционное расстройство.
Последующим геном является KCNH3 – он шифрует потенциал-зависимые калиевые каналы. Продуктам, влияющим на эти каналы, является далфампридин, использующийся при склерозе. При опытах на мышах выключение KCNH3 приводило к улучшению когнитивных функций, в т.ч. внимания. Как следует, далфампридин-подобные препараты могут быть применены для исцеления СДВГ в дальнейшем. Вышеупомянутые гены показали воздействие на школьную успеваемость. Как следует, действие на их средством фармацевтических средств может сделать лучше свойство жизни при СДВГ.
Анализ корреляции меж СДВГ и уровнем экспрессии генов выявил гены MANBA и LEPRE1. Крайний связан с механизмом деяния таковых исследуемых препаратов, как сукциновая кислота, L-пролин. Геном, который показал сильную ассоциацию с большим числом коморбидных состояний, оказался SEMA3F. Он шифрует белок семафорин-3F, который участвует в клеточной адгезии, передаче сигнала меж нейронами. Это ген более исследован в области исцеления злокачественных новообразований. Тем не наименее, терапевтический потенциал его обширнее. Таковым образом, новое исследование показало, что такие механизмы деяния препаратов, как нормализация межнейронального взаимодействия и адгезия клеток, могут оказаться многообещающими в области исцеления СДВГ.
Создатель перевода: Вирт К.О.
Источник: Tor-Arne Hegvik, Kai Waloen, Sunil K. Pandey, Stephen V. Faraone, Jan Haavik, Tetyana Zayats. Druggable genome in attention deficit/hyperactivity disorder and its co-morbid conditions. New avenues for treatment. Molecular Psychiatry.
Источник
Читайте далее: