Психотический опыт у подростков: наследственность или внешние факторы?

Скопленные данные свидетельствуют о том, что на риск психоза сразу влияют генетические и внешнесредовые причины. Генетическое воздействие может варьироваться зависимо от действия окружающей среды, и напротив – сила воздействия наружных причин может обуславливаться генетикой.

В данном исследовании взаимодействие генов и внешнесредовых причин в связи с психотическими переживаниями изучалось с помощью близнецового способа. Поначалу рассматривалась подборка английских подростков, потом приобретенные результаты воспроизвели на материале, собранном в Швеции.

В Исследование ранешнего развития близнецов (TEDS) были включены близнецы, родившиеся в Великобритании и Уэльсе в 1994–96 гг. В общей трудности применялась информация о 4 855 парах близнецов (из их 1 752 монозиготных). Подборка репрезентативна для населения Англии по разным демографическим чертам, включая этническую принадлежность и социально-экономический статус. Были исключены индивиды с аутизмом, генетическими синдромами, хромосомными аномалиями, очень томными акушерскими отягощениями.

Близнецовое исследование малышей и подростков в Швеции (CATSS) включает семьи шведских близнецов, которых пригласили принять роль, когда близнецам исполнилось 9 лет. Всего было 6 435 пар близнецов (1 967 монозиготных). Использовались данные участников, собранные в возрасте 15 и 18 лет. Подборка CATSS репрезентативна для населения Швеции по разным чертам. Были исключены индивиды с хромосомными аномалиями и травмами мозга.

В качестве наружных причин воздействия были отобраны: изымательства (буллинг), стрессогенные актуальные действия, употребление каннабиса, курение табака и маленький вес при рождении. Определение всякого фактора риска составлялось таковым образом, чтоб максимизировать статистическую мощность, сразу гарантируя выявление участников, очень подверженных любому фактору риска.

В рамках TEDS буллинг измерялся при помощи Многомерной шкалы виктимизации в возрасте 12 лет. Оценка в любом разделе Шкалы варьируется от 0 до 8. Для данного исследования было принято решение считать, что буллингу подвергался тот, кто набрал наиболее 6 баллов в как минимум одном разделе. Стрессогенные действия оценивались по Опроснику актуальных событий Коддингтона в возрасте 16 лет. Опрос о употреблении каннабиса и табака проводился в возрасте 16 лет. О массе тела при рождении докладывали предки. Низкой массой тела числилась масса ниже 1 900 гр.

Психотический опыт оценивался с помощью Опросника психотического опыта (SPEQ)  в возрасте 16 лет. Приспособленный для подростковой подборки SPEQ включал 5 подразделов: паранойя, галлюцинации, когнитивная дезорганизация, идеи величия, ангедония. Также задействовалась шкала оценки негативных симптомов, заполнявшаяся со слов родителей.

В рамках CATSS буллинг измерялся при помощи Опросника Олвеуса в возрасте 15 лет. Для данного исследования было принято решение считать, что буллингу подвергался тот, кто докладывал о как минимум одной его разновидности и подвергался этому буллингу в протяжении 1–2 недель. Наличие стрессогенных событий определялось в возрасте 18 лет. Опрос о употреблении каннабиса и табака проводился в возрасте 18 лет. Информацию о массе тела при рождении брали из медкарты. Низкой массой тела числилась масса ниже 2 040 гр.

Для оценки психотического опыта употреблялся Опросник для скрининга психозоподобных симптомов у подростков (APSS), который участники заполняли в возрасте 18 лет.

Результаты

В исследовании TEDS подверженность наружным факторам всех уровней (от 1 до 4-5 причин) ассоциировалась с паранойей, галлюцинациями, когнитивной дезорганизацией и негативными симптомами. Также была выявлена слабенькая связь меж наличием 1 наружного фактора и мыслями величия. Ангедония ассоциировалась с наличием 4-5 причин воздействия.

В исследовании CATSS подверженность наружным факторам всех уровней ассоциировалась с психотическими симптомами, при этом чем больше было причин, тем посильнее была статистическая связь.

Фактор наследственности в TEDS и CATSS слабел по мере роста количества наружных причин. Исключение – галлюцинации, которые в равной мере зависели от генетики при всех уровнях подверженности наружным факторам.

Таковым образом, разница воздействия генетической расположенности зависит от причин воздействия наружной среды. Чем больше неблагоприятных наружных причин, тем слабее воздействие наследственности. Этот вывод согласуется с биоэкологической концепцией, говорящей, что наиболее подходящая окружающая среда содействует усилению воздействия наследственности. С иной стороны, приобретенный итог противоречит модели «диатез – стресс», в какой наружные причины активируют генетическую расположенность к определенному расстройству.

Данное близнецовое двойное исследование – 1-ое исследование, утверждающее, что причины окружающей среды играют наиболее значительную роль в этиологии психотических симптомов, чем генетические причины. Докторам, понимающим, что психотические расстройства зависят от наследственности, принципиально знать, что ранешние проявления психотических переживаний в подростковом возрасте соединены с наследственностью не так очень, как с наружными факторами.

Создатель перевода: Филиппов Д. С.

Редактура: Явлюхина Н. Н.

Источник: Taylor MJ, Freeman D, Lundström S, Larsson H, Ronald A. Heritability of Psychotic Experiences in Adolescents and Interaction With Environmental Risk. JAMA Psychiatry. 2022;79(9):889–897.

Источник

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов