Кризис, который оставляет детей без будущего


В последние несколько лет темпы сокращения образовательной бедности замедлились. Фото Waldo Swiegers / Bloomberg via Getty Images

Мировая экономика переживает кризис в сфере обучения. Если ситуация не изменится, к 2030 году 43% детей в возрасте 10 лет не будут владеть навыком чтения, предупреждает в колонке на Forbes.ru президент Группы Всемирного банка Дэвид Малпасс

Для большинства детей достижение 10-летнего возраста — важный момент. Они больше узнают о мире, их кругозор расширяется. Однако слишком многие из них — точнее, более половины всех детей в возрасте 10 лет в странах с низким и средним уровнем дохода — не в состоянии прочитать и понять простой рассказ.

Мы находимся в ситуации глобального кризиса в сфере обучения — кризиса, сводящего на нет возможности и устремления миллионов детей. Эта ситуация неприемлема.

В октябре мы опубликовали данные, подтверждающие необходимость установления нового целевого показателя в сфере обучения: к 2030 году мы хотим сократить уровень образовательной бедности (процент от общего числа учащихся школьников в возрасте 10 лет, не умеющих прочитать и понять простой рассказ. — Forbes) как минимум вдвое.

Умение читать — особенно важный навык: он открывает широкий спектр возможностей и составляет основу для изучения важнейших дисциплин, в том числе математики и естествознания. Искоренение образовательной бедности — назревшая проблема. Ее решение имеет ключевое значение для искоренения бедности в целом и ускоренного обеспечения общего благосостояния. Это необходимо, чтобы помочь детям в полной мере реализовать свой потенциал.

Однако в последние несколько лет темпы сокращения образовательной бедности замедлились. В 2000-2017 годах результативность обучения учащихся начальных школ повысилась в целом по миру всего на 10%. Если ситуация не изменится, то к 2030 году 43% детей в возрасте 10 лет не будут владеть навыком чтения.

Несмотря на то что некоторые страны смогли за эти годы добиться улучшения ситуации, по-прежнему сохраняются значительные различия между странами с низким и высоким уровнем доходов и между различными регионами внутри одной страны. В Российской Федерации уровень образовательной бедности на 10 процентов ниже, чем в остальных странах региона Европы и Центральной Азии, и почти на 26 процентов ниже, чем в других «странах с уровнем доходов выше среднего» — группе стран, в которую входят Китай, Бразилия, Мексика и Турция. Данные международных исследований указывают на то, что показатели России улучшились за последние два десятилетия: она входит в двадцатку стран мира с наилучшими показателями по умению детей младшего школьного возраста читать. Благодаря хорошим результатам и достигнутому прогрессу России есть чем поделиться с другими странами, которые хотят добиться успеха в борьбе с образовательной бедностью.

Хорошая новость заключается в том, что дети, которым в 2030 году исполнится десять лет, родятся в этом году. Если мы будем действовать оперативно, то получим возможность обратить эту тенденцию вспять.

Цель, которую мы ставим, амбициозна, но достижима. Для этого необходимо будет ускорить темпы работы по всему миру почти втрое, а сделать это можно, если каждая страна будет работать столь же результативно, как и страны, добившиеся наибольших успехов в период с 2000 по 2015 год.

Пример ряда стран показывает, что сделать это возможно. В Кении благодаря осуществлению общегосударственной программы обучения чтению более чем в три раза выросла доля учащихся второго класса, умеющих читать на приемлемом уровне. Это было достигнуто путем использования новейших технологий для повышения квалификации учителей, разработки методических пособий и обеспечения каждого ребенка учебным пособием.

Средняя производительность ребенка, родившегося сегодня, составит лишь 56% от той, какой она могла бы быть, если бы страны вкладывали достаточно средств в здравоохранение и образование

Во Вьетнаме компактная и эффективная учебная программа предусматривает получение базовых знаний, здесь обеспечивается формирование прочных фундаментальных навыков, а все учащиеся обеспечены материалами для чтения. Вьетнамские учащиеся, входящие по уровню доходов в беднейшие 40 процентов населения, демонстрируют учебные достижения, которые не ниже либо выше достижений среднего учащегося в странах с высоким уровнем дохода.

Для сокращения образовательной бедности разным странам и регионам необходимо решать разные задачи. В некоторых странах огромную проблему составляет доступность школьного обучения. В 2018 году школу не посещали 258 млн детей и подростков по всему миру. В других странах дети приходят в школу, но не учатся. Установив глобальный целевой показатель, Всемирный банк может совместно со странами заняться установлением их собственных целевых показателей в сфере обучения. Сокращение к 2030 году бедности по образованию в два раза — это только промежуточная задача. Мы ставим своей целью совместно с правительствами и партнерами в области развития довести этот показатель до нуля.

Будучи крупнейшим источником средств на финансирование образования в странах с низким и средним уровнем дохода, Всемирный банк готов взаимодействовать со странами в вопросах формирования навыков чтения у учащихся начальных школ. Для этого планируется разрабатывать подробные методические пособия для учителей и проводить их практическое обучение, расширять количество материалов для чтения, которые лучше учитывали бы возрастные особенности детей, а также обучать детей на тех языках, на которых они разговаривают в семье.

Всемирный банк совместно с правительствами и партнерами в области развития занимается и совершенствованием систем образования в целом, чтобы успехи в повышении грамотности становились более масштабными и носили устойчивый характер. Необходимо сделать все, чтобы дети, приходя в школу, были готовы к обучению и мотивированы на него, чтобы учителя работали эффективно, получали достойную заработную плату и имели доступ к технологиям, чтобы в классах было все необходимое для обучения, чтобы школы были безопасными и готовыми к инклюзивному обучению, а управление системами образования было организовано четко.

Помощь в осуществлении этих мер призвана оказать масштабная программа измерений и исследований, предусматривающая измерение как учебных достижений, так и факторов, их определяющих, постоянные исследования и инновации, а также рациональное использование новых технологий для формирования базовых навыков.

Кризис в сфере обучения не только впустую растрачивает потенциал детей, но и наносит ущерб экономике в целом. Он оказывает негативное воздействие на будущие трудовые кадры и конкурентоспособность экономики. Как показывает разработанный Всемирным банком Индекс человеческого капитала, средняя производительность ребенка, родившегося сегодня, составит лишь 56% от той, какой она могла бы быть, если бы страны вкладывали достаточно средств в здравоохранение и образование.

Искоренение образовательной бедности должно стать такой же первоочередной задачей, как и искоренение голода и крайней бедности. Сделать это нелегко, но мы не можем отступать. Мы должны ставить перед собой амбициозные цели ради детей во всем мире, чтобы и они смогли ставить перед собой такие же цели в будущем.

редакция рекомендует
Звонок не для учителя: как новые технологии разрушают стереотипы о школьном образовании
«Они совершили настоящую революцию»: за что присудили Нобеля по экономике

Источник

0/5 (0 Reviews)
Рейтинг
expert@sppe.ru/ автор статьи
Загрузка ...