Гипноз и гипнотерапия

Нередко возникают вопросы о возможных нежелательных последствиях гипноза для человека, вероятности использования его в неблаговидных целях, характере отношений между гипнотизером и гипнотическим субъектом, управляемости гипнотического состояния и различиях между гипнотическим сном и сном физиологическим.

       На все эти вопросы можно дать исчерпывающий ответ. Гипнотическое состояние – это, по существу, психологический феномен, он не имеет ничего общего с физиологическим сном и всецело зависит от отношений полного сотрудничества между гипнотизером и субъектом. Гипноз не может каким-либо образом навредить субъекту или быть использован в антиобщественных или преступных целях. Каждое из этих утверждений основано на тщательно проверенных результатах обширных экспериментальных исследований, слишком многочисленных, чтобы их здесь приводить.

Гипноз и гипнотерапия в практике психотерапевта

   По бытующему заблуждению, гипнотизер приобретает неограниченную власть над своими пациентами, а сам гипноз рассматривается как доминирование сильного разума над слабой податливой волей, причем нередко с самыми разнообразными нежелательными последствиями. На самом деле в основе гипноза лежат отношения полного взаимного сотрудничества гипнотизера и субъекта, и не один гипнотизер сам был загипнотизирован своим пациентом в условиях эксперимента.

гипноз

   Поскольку подобное взаимное сотрудничество абсолютно необходимо для проведения гипноза, ни один субъект не может быть загипнотизирован против его воли или без его ведома и насильственно удерживаться в состоянии транса. Таким образом, непременным условием успешного применения гипноза и трансового состояния является готовность субъекта к подлинному сотрудничеству и ясное понимание преследуемых им целей.

   Не подлежит сомнению и полная безопасность повторных трансов, даже если они проводятся на протяжении многих лет. Об этом свидетельствует опыт большого числа гипнотерапевтов, занимавшихся данной проблемой, а также их пациентов, которые входили в состояние транса сотни и даже тысячи раз. Кроме того, если учесть трудности, с какими связано достижение желаемых терапевтических изменений даже при наличии полного сотрудничества со стороны субъекта, то вероятность возникновения нежелательных последствий представляется весьма неправдоподобной.

   Загипнотизирован может быть любой готовый к подлинному сотрудничеству нормальный человек, причем наиболее способны к гипнозу люди с высоким образовательным уровнем. Как правило, с трудом входят в состояние транса социально неприспособленные, истерические, умственно-отсталые и психотические личности, хотя известно достаточно много исключений. По этой причине, даже несмотря на полное взаимное сотрудничество, применить гипноз в качестве терапевтической меры удается не всегда.

   Что касается приемов наведения гипнотического транса, то это довольно простая процедура, требующая времени, терпения и тщательного учета особенностей личности, эмоционального состояния и реакций субъекта. Поэтому нет каких-либо жестких схем или шаблонов, которым необходимо следовать, точно так же, как нет раз и навсегда установленных правил должного поведения врача у постели больного. Достаточно установить с субъектом отношения уважительного доверия, а затем внушать ему спокойствие, желание отдохнуть, заснуть, расслабиться, нарастающую сонливость и, наконец, глубокий и спокойный сон.

   Подобные внушения повторяют многократно, с последовательным переходом от одного к другому, всякий раз предварительно удостоверившись, что субъект отреагировал на них соответствующим образом. Использование пассов, хрустального шара, магнетического взгляда и прочих мистических штучек ушли в далекое прошлое, теперь их можно встретить разве что на эстрадных подмостках. Все, что требуется, это просто терпеливо и убедительно внушать расслабляющую сонливость до тех пор, пока субъект не погрузится в гипнотическое состояние, а затем проинструктировать его оставаться в этом состоянии, пока не будут достигнуты желаемые результаты.

   Ни в коем случае нельзя торопить или принуждать субъекта. Нужно сделать все, чтобы у него была возможность воспринять любые внушаемые физические ощущения, напоминающие сон. Этому несложному приему может обучиться любой желающий. Каждый, кто хоть раз входил в гипнотическое состояние, может им воспользоваться, чтобы гипнотизировать других, если у него будет достаточно терпения и заинтересованности, чтобы делать это. Что касается пробуждения, то его можно вызвать у субъекта как прямым указанием, так и посредством внушения постепенного пробуждения, повторяемого до тех пор, пока субъект полностью не проснется.

   Сразу после наведения транса можно наблюдать различные характерные для гипноза явления, хотя не все они обязательно будут у каждого субъекта без исключения. Самый главный из них – состояние раппорта. Находясь в глубоком трансе, пациент способен видеть и слышать только то, что внушает ему гипнотерапевт. Однако, после соответствующего внушения, раппорт может быть перенесен и на других терапевтов.

     Следующий феномен – каталепсия. У человека в гипнотическом состоянии отмечается повышение мышечного тонуса. Нечто подобное наблюдается у пациентов со ступорозной кататонией, демонстрирующих «восковую гибкость». При этом рука субъекта, поднятая вверх гипнотизером, остается в этом положении без каких-либо заметных признаков усталости до тех пор, пока гипнотизер сам не опустит ее вниз или не попросит человека сделать это.

      Амнезия представляет собой еще один интересный феномен. Субъект, особенно после глубокого транса, довольно часто полностью забывает все, что происходило с ним в трансовом состоянии. Такая амнезия является управляемой. Гипнотизер может помочь субъекту восстановить в памяти весь свой трансовый опыт или какую-то его часть; кроме того, субъект может намеренно поставить перед собой задачу вспомнить все, что было. Данный феномен самый непостоянный, нестойкий и зависит от многих индивидуальных особенностей ситуации. В условиях эксперимента можно сформировать амнезию, которая будет устойчива ко всем негипнотическим воздействиям и столь же глубока, как и патологическая.

       Внушаемость, конечно же, является непременной составляющей гипноза. При этом нужно помнить, что для успешного достижения устойчивых положительных результатов внушение следует проводить в соответствии с понятиями и пожеланиями субъекта, хотя в разновидности гипноза, практикуемого на эстраде, могут даваться нелепые и порой даже малопристойные указания. В рамках психологических экспериментов могут внушаться и исследоваться самые разнообразные поведенческие реакции, такие как амнезия, восстановление памяти, галлюцинации, глухота, слепота, изменение личности, дезориентация и другие. В клинической практике используются внушения, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме, такие как внушение вспомнить тревожащий, но забытый опыт прошлого, внушение адекватно воспринимать или остановиться на время в решении некоторых проблем.

Другой широко распространенный феномен – способность к зрительным галлюцинациям. По существу, это результат внушения, приводящего к тому, что субъект видит различные образы и воспоминания. Эти явления чрезвычайно важны для экспериментальных и исследовательских работ над психологическими и медицинскими проблемами. Такая способность воссоздавать зрительные образы из прошлого и порой даже забытого опыта под воздействием гипнотических внушений часто является большим подспорьем в психологических и психотерапевтических методиках.

         Автоматическое письмо – феномен, обычный для гипнотического состояния, давно известный и часто воспринимаемый мистически. Для него характерно то, что сам акт письма субъектом не осознается. Это похоже на то, как мать безотчетно открывает рот и делает жевательные движения, когда кормит с ложки своего ребенка. Автоматическое письмо можно наблюдать без гипноза, во время гипноза и после гипноза, при этом содержание написанного обычно остается вне сознательного восприятия субъекта и часто отвергается им как лишенное для него всякого смысла. В психологических исследованиях и психотерапевтической практике автоматическое письмо нередко оказывается весьма ценным для изучения поведения и получения важной информации, недоступной другими способами.

       Постгипнотическое внушение, в котором субъекту даются указания, как вести себя спустя какое-то время после пробуждения, представляет собой еще одно весьма любопытное явление. Так, например, субъекту предлагается совершить какое-либо действие в определенное время в будущем, и когда оно наступит, он может начать действовать в соответствии с этим внушением, как правило, не отдавая себе отчета в том, что он делает, или же сознавая свои действия, но не понимая причин, побудивших его это сделать. Из-за амнезии постгипнотических внушений ему кажется, что он действует спонтанно. Таким образом могут даваться эффективные терапевтические внушения.

История гипноза

Краткий исторический обзор теорий гипноза и гипнотерапии XX в.

Интегративная теория гипноза и гипнотерапии в контексте современной теоретической гипнологии

Сновидения, гипноз и деятельность мозга

Суггестивная психотерапия

Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз

10 Пунктов

  1. Люди больше реагируют на подсознательные воспоминания и обобщения (внутренние карты или модели), чем на то, что они видят, слышат и к чему прикасаются в настоящий момент.
  2. Люди всегда делают лучший для себя выбор (из тех, которые доступны в их модели).
  3. Диагноз (ярлык), метафора, объяснение или теория, используемые, чтобы передать представление о человеке, не являются самим человеком, хотя эти ожидания могут стать самоисполняющимися пророчествами.
  4. Уважайте все сообщения клиента.
  5. Человек не может избежать коммуникации.
  6. Помогите клиенту добавить возможности выбора; никогда не отнимайте выбор.
  7. Ресурсы, необходимые клиенту, можно найти в нем самом; источником ресурсов является жизненный опыт клиента.
  8. Встречайтесь с клиентом в его модели мира; подстраивайтесь… подстраивайтесь… подстраивайтесь… а затем ведите.
  9. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, будет наиболее влиятельным членом системы.
  10. Если задача слишком трудная, разделите ее на более мелкие компоненты.

 

Читайте далее:
Обучение психологов