Психолог, философ, педагог. Родился в семье инспектора духовной семинарии, поэтому нет ничего удивительного в том, что и среднее образование А.II. Нечаев получил в духовной семинарии, где у него проявился интерес к философии. А.И. Нечаев окончил философское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Он много стажировался за границей: работал в лабораториях В. Вундта, Г. Э. Мюллера, Э. Крепелина, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана и А. Бине. По возвращении на родину поддерживал личные контакты с видными зарубежными психологами, решил посвятить себя экспериментальному изучению развития детского организма, внедрению научного эксперимента в педагогическую психологию.
Впервые в России начал изучать особенности развития памяти в школьном возрасте, результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже. Александр Петрович открыл лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии создано Общество экспериментальной педагогики. В годы революции он стал директором Самарского педагогического института, дважды был его ректором.
В 1921 году А.П. Нечаев был избран профессором Московского государственного психоневрологического института (ныне Московский НИИ психиатрии), а в 1922 году- его директором. Также преподавал психологию в медико-педагогическом институте и Институте дефективного ребенка. В 1922 году А.П. Нечаев был приглашен к больному В.И. Ленину для психологического обследования. В начале 30-х годов заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научно-исследовательского института, был профессором-консультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде.
В 1935 году А.П. Нечаев был репрессирован, сослан в Казахстан, в г. Семипалатинск. Там он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории. В 1944 году Александр Петрович стал заведующим кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института.
Основные труды:
- К вопросу о взаимном отношении педагогики и психологии (1899)
- Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения (1917) Учебник психологии (1915)
- Очерк психологии для воспитателей и учителей (1911) Психологический метод обучения чтению (1923) Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста (1925)
- Психология школьного коллектива (1928)
- Память человека и ее воспитание (1929)
- Характер человека (1929).
Читайте далее: