Интегративная теория гипноза и гипнотерапии в контексте современной теоретической гипнологии

Интегративная теория гипноза и гипнотерапии в контексте современной теоретической гипнологии

Тукаев Р.Д.
Московский НИИ психиатрии Минздрава России

 

Снижение интереса к гипнозу и гипнотерапии, которое наблюдается в России, идет в разрез с ситуацией в мировой гипнологии, динамично развивающейся в последнее двадцатилетие в связи с внедрением недирективных подходов. Однако мировая гипнология в целом испытывает определенные затруднения в силу отсутствия системных теоретических описаний гипноза и гипнотерапии.
В ходе многолетних феноменологических, биологических, психологических исследований нами разработана интегративная теория гипноза и гипнотерапии, позволяющая, наряду с объяснением известных данных клинической и экспериментальной гипнологии, дать системный ответ на вопрос о природе гипноза, потенциале и границах применимости клинической гипнотерапии, наметить перспективы исследований и применения гипноза.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ГИПНОЗА

В 20 веке сформировались четыре направления теоретического описания гипноза:
1)    рефлексологическое;
2)    экспериментально-психологическое
3)    психоаналитическое
4)    нейрофизиологическое.

Рефлексологическое направление

В павловской рефлексологии феномены гипноза и внушения трактуются физиологически, в соотнесении с фазами тормозного процесса, как состояние частичного торможения коры головного мозга, промежуточное между сном и бодрствованием [18]. Раппорт с гипнотизируемым осуществляется через дежурные пункты коры головного мозга, включающие слуховой анализатор. Любое внушение является гипнотическим концентрированным раздражением на фоне заторможенности коры головного мозга. Внушаемость определяется степенью заторможенности коры больших полушарий, т.е., глубиной гипноза.
В 30-60 годы в СССР были изучены в гипнозе [цит. по 21]: внушенная анальгезия; влияние на безусловные рефлексы, показатели дыхания, пульса и артериального давления, трофические функции; влияние на пищеварительную систему, различные виды обмена; психические функции восприятия; сознания, внимания, памяти, воли, мышления и речи. Получены доказательства психосоматических влияний гипноза и оптимизирующего влияния гипнотерапии на физиологические показатели организма в зависимости от исходного фона [14]. Л.П. Гримак [9] трактует гипноз как: 1) тормозной переходной процесс между сном и бодрствованием; 2) “рефлекс” следования за лидером.

Экспериментально-психологическое направление

Экспериментально-психологическая гипнология первоначально была представлено бихевиористски ориентированными исследованиями [54], близкими к павловской рефлексологии. Изучались психосоматические влияния внушений в гипнозе [27] на сенсорную сферу, кардио-сосудистую систему, метаболизм, желудочно-кишечный тракт, кожу; рассмотрены аспекты гипнотического поведения. С бихевиористских позиций гипноз близок к внушению, поскольку большинство его феноменов можно получить без формальной гипнотизации. R.W. White [56], T.R.Sabrin [27], M.Orne [51] выделили роль мотивации, ролевого поведения и его социальной обусловленности в гипнозе и гипнотерапии. A.M.Wietzenhoffer [55] связывал гипнотическое воздействие с внушаемостью, хотя отмечал, что гипноз содержит в себе и “нечто другое”.
В последующем к изучению феномена гипноза применяется когнитивный подход, представленный тремя теориями: неодиссоциативной, диссоциированного контроля и социокогнитивной. Согласно неодиссоциативной теории E.R.Hilgard [45], гипнотическое состояние вызвано разделением сознания на два или более одновременных потока, разграниченных амнестическим барьером, предотвращающим доступ к обусловленным внушением исполнительным или контролирующим функциям по отдельности, либо совокупно. В теории диссоциированного контроля K.S.Bowers [28], гипнотическое внушение ослабляет лобный контроль поведенческих схем, что способствует направленной активации внушенного поведения. Социокогнитивная теория гипноза I.Kirsch, S.J.Linn [47] построена на интеграции социальной и когнитивной теорий автоматичности обыденного целенаправленного поведения. Внушенные непроизвольные поведенческие акты целенаправленны и автоматически запускаются ситуационно опосредованными внушениями и связанными с ними ощущениями. Возможности одновременного включения поведения и восприятия обусловлены созданием когнитивного настроя на соответствующий внушению ответ. Ответные ожидания – функциональный эквивалент выполняемых намерений, принимают форму “реализуемый ответ “х” в случае ситуации “у”. Классификация ожидания или намерения, опыт произвольных и непроизвольных ответов зависят от интерпретаций, определяемых рамками внушений и изначальными верованиями.

Психоаналитическое направление.

Психоаналитические теории гипноза начала 20 века концентрировались на: реактивации эдипова комплекса, состоянии мистической влюбленности с подчинением идеалу сверх “Я”, сексуальном характере взаимоотношений гипнотизера и гипнотизируемого, нарциссической регрессии [25]. В 30-50-е годы психоанализ описывал гипноз с позиции психологии “Я”, трансфера [39], когда Я гипнотика меняется посредством регрессивного процесса [48].
Одна из наиболее полных, эго-психологическая теория гипноза Эрики Фромм [38] построена на пяти концептах: 1) гипноз как адаптивная регрессия на службе Эго; 2) активность, пассивность, рецептивность Эго; 3) первичный и вторичный процессы мышления; 4) внимание, абсорбция и ориентация в реальности; 5) категории структуры и содержания.
Понятие адаптивной регрессии на службе Эго означает возврат от позднего уровня активности и контроля к предшествующему для приобретения способности последующего двухшагового их развития, превышающего исходный уровень. Гипнотическая релаксация вызывает Эго-модулированное, на основе первичного процесса мышления, ослабление защитного барьера в глубоком гипнозе. Под первичным процессом понимается психическое функционирование в раннем детстве, до развития ориентированности в реальности и способности задерживать немедленное удовлетворение потребности. В первичном процессе мышление основано на превербальном воображении, недифференцировано и алогично. Мышление вторичного процесса осуществляется в языковой форме, формируется реальностью и не нее ориентировано. Первичный и вторичный процессы образуют континуум мышления. Эксперименты показали усиление первичного процесса мышления в гипнозе, но без изменений защит и копинга.
Э. Фромм исследовала соотношение активности, рецептивности, инактивности, пассивности Эго в самогипнозе. Эго-активность есть произвольная мыслительная активность. В состоянии Эго-пассивности личность ощущает себя неспособной разрешить ситуацию. В Эго-рецептивности критичность, произвольность суждения и контроль внутреннего эмоционального опыта временно отставляются и материал подсознательного и предсознательного проявляются свободно. Эго-рецептивность в гипнозе проявляется отключением ориентации в реальности, трансформирующейся в фон понимания. Эго-активность в форме самовнушений, принятия решений, решения проблем преобладает над Эго-рецептивностью, а Эго-пассивность практически отсутствует. Глубина транса, абсорбции, яркость, реалистичность образности мышления первичного процесса, внушаемость сопряжены с Эго-рецептивностью. Самогипноз отличается корреляцией Эго-рецептивности с воображением, абсорбцией и самораскрытием Эго, с восприятием внутренних стимулов.
Э. Фромм в отношении к гипнозу выделяет сфокусированное и экспансивное внимание, которые наряду с  восприятием и познанием, являются функциями Эго. Абсорбция понимается как совокупность концентрированного внимания и Эго-рецептивности и характеризует поглощенность внимания субъекта текущими внешними событиями или внутренним опытом. Самогипноз характеризуется более концентрированным и экспансивным, быстро флюктуирующим, чем бодрствование, вниманием. Экспансивное внимание связано с Эго-рецептивностью, а фокусированное – с Эго-активностью.
Э. Фромм с сотрудниками показаны различия гипноза и бодрствования по структурным и содержательным переменным. Структурные признаки: абсорбция-фасцинация, концентрированное и экспансивное внимание, Эго-активность и Эго-рецептивность, отключение общей ориентации в реальности, глубина транса. Абсорбция и отключение ориентации в реальности являются общими для гетеро- и самогипноза признаками, отличающими их от бодрствования. Экспансивное внимание и Эго-рецептивность присущи самогипнозу, отделяют его от гетерогипноза. Содержательная категория включает феномены усиления работы воображения, памяти (гипермнезия), сильный аффект, приятные, конфликтные мысли, гипнотические грезы, работу над личностными проблемами, сенсорные и двигательные внушения.

Нейрофизиологическое направление

Нейрофизиологическое направление исследований гипноза сфокусировано на: межполушарной асимметрии, спектральных характеристиках ЭЭГ и анатомо-морфологических различиях при различной гипнабельности.
В 70-е годы при сопоставлении спектральной мощности ЭЭГ полушарий у высоко- и низкогипнабельных, [39] был сделан вывод о правополушарной ЭЭГ-доминантности в гипнозе, далее подтвержденный в некоторых исследованиях [41, 30, 43]. Вскоре, однако, были получены результаты, указывающие на отсутствие гипнотической полушарной асимметрии [31], выявлено двухстороннее возрастание полушарного кровотока в гипнозе [50]. С конца 80-х годов большее внимание уделяется исследованию частотных ЭЭГ-коррелятов гипноза. Показана связь гипнабельности с ЭЭГ-продукцией в диапазоне 40 герц [36]. Описаны: сложные взаимосвязи латерализации, различия региональной ЭЭГ-активности в альфа- и бета-диапазонах при разной гипнабельности [32, 33, 34]; связь гипнабельности с ЭЭГ-тета-активностью [52]; подавление амплитуды пика Р300 вызванных потенциалов с левой фронтальной зоны скальпа в гипнозе у высокогипнабельных лиц [37]. В конце 90-х годов публикуется обзор по проблеме гипнотической полушарной асимметрии [46]: “Релатерализуя гипноз: или не опростоволосились ли мы с ошибочным полушарием?”. В нем подчеркивается роль левого полушария в реализации части гипнотических феноменов и зависимость активации полушарий от типов выполняемых заданий, рассмотрена левополушарная теория гипноза. В конце 90-х годов определены анатомо-морфологические различия высоко- и низкогипнабельных лиц в связи с подавлением экспериментальной боли внушением в гипнозе на уровнях: первичной соматосенсорной коры, таламуса, инсулы, фронтальных областей и сингулярной коры, дополнительной моторной коры [35].
Популистский синтез представлений психоанализа и правополушарной ЭЭГ-доминантности гипноза с редукцией бессознательного к правополушарному произведен в эриксоновском гипнозе [7, 26]. На 90-минутном цикле полушарной доминантности строится ультрарадианная теория гипноза E.L.Rossi [53].
Особенностью экспериментального изучения гипноза является выделение контрастных групп высоко- и низкогипнабельных, на основе стандартного, унифицированного шкалирования глубины гипноза [42], с дальнейшим сравнением различных характеристик в выделенных группах.
Биологическое действие гипноза и гипнотерапии ограничивается изучением влияния на биологические показатели внушаемых в гипнозе эмоций [29], состояний [57], переживаний [49] с опорой на представления о психомодуляции иммунных и эндокринных процессов под влиянием внушений [58, 44, 60].

ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА

Список использованной литературы

Читайте далее:
Обучение психологов