Вопросы для психологической экспертизы

Как правильно и какие вопросы поставить перед психологом для проведения судебной экспертизы?

Список вариантов предлагаемых ниже вопросов не является исчерпывающим.
При необходимости сформулировать другие вопросы необходима консультация эксперта нашего центра 8 495 118 31 03

Вопросы для выявления дееспособности и сделкоспособности:

  • Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства заключения сделки (указать какой), мог ли испытуемый в полной мере сознавать значение своих действий, их правовые и имущественные последствия?
  • Свойственна ли испытуемому повышенная внушаемость?
  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Имеются ли признаки того, что испытуемый в момент заключения сделки в каком-либо психологическом состоянии, которое могло существенно повлиять на его способность понимать значение своих действий и руководить ими?

    Вопросы для исследования детско-родительских отношений (при определении постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании):
  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка; особенности и уровень его психического развития?
  • Каковы индивидуально – психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?
  • Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?
  • Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?
  • Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (другого воспитателя) на психологическое состояние и особенности психического развития ребенка?
  • Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально – психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиль воспитания, могут ли индивидуально-психологические особенности отца, (…), или матери (…), оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического развития ребенка?

    Вопросы для исследования детско-родительских отношений (при установлении усыновления (удочерения):

  • Каковы индивидуально-психологические, в том числе интеллектуальные особенности подэкспертного?
  • Каково действительное отношение подэкспертного к воспитывающим его родителям, каково восприятие ребенком данных родителей?
  • Каково отношение ребенка к другим детям, воспитывающимся в данной семье, какова их психологическая привязанность?
  • Какова психологическая оценка ситуации жизни ребенка в данной семье?
  • Какова психологическая оценка жизни ребенка в “альтернативной” семье?

Для выявления факта причинения морального вреда:

  • Обнаруживаются ли у ФИО признаки негативных переживаний (нравственных страданий) в связи с (обстоятельства), если имеются, то в чем конкретно выражаются, какова их стойкость, глубина и интенсивность?
  • Изменилось ли психическое благополучие ФИО (обстоятельства)? Если изменилось, то имеется причинно-следственная связь между (обстоятельствами) и последующим психологическим состоянием ФИО? Имеются ли неблагоприятные последствия в настоящее время
  • Какие индивидуально-психологические особенности имеются у ФИО, и каким образом они могли повлиять на ее эмоциональное состояние (глубину нравственных страданий) в связи с (обстоятельства)?

Для проведения экспертизы личности обвиняемого:

Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Для проведения экспертизы несовершеннолетних обвиняемых:

  • Имеются ли у подэкспертного признаки отставания в психическом развитии, не связанные с психическим расстройством? Если да, то в чем конкретно они выражаются?
  • Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности подэкспертного, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли подэкспертный в полной мере сознавать фактический характер и значение своих действий и руководить ими?

Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли в существенной степени повлиять на характер его поведения в интересующей следствие ситуации?

Для проведения экспертизы свидетелей потерпевших:

  • Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности подэкспертного, его психологическое состояние, а так же конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли испытуемый правильно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?

Имеется ли у подэкспертного склонность к патологическому фантазированию?

Для проведения экспертизы по факту смерти:

  • Находился ли погибший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?
  • Находился ли погибший в период, предшествовавший смерти, в каком либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации, если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
  • Имеется ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и человека, который совершил самоубийство?
Читайте далее:
Обучение психологов