Пути формирования оптимального уровня эмпатии у будущих офицеров-психологов в период их обучения в вузе

Пути формирования рационального уровня эмпатии у будущих офицеров-психологов в период их обучения в вузе

(Дементьев И.В., Гурьянов Ю.Н.)

(“Юридическая психология“, 2013, N 3)

Информация о публикации

Дементьев И.В., Гурьянов Ю.Н. Пути формирования рационального уровня эмпатии у будущих офицеров-психологов в период их обучения в вузе // Юридическая психология. 2013.

N 3. С. 27 – 29.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ЭМПАТИИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ <*>

И.В. ДЕМЕНТЬЕВ, Ю.Н. ГУРЬЯНОВ

 


<*> Dement’ev I.V., Gur’yanov Yu.N. The ways that can help future officers psychologists to form the optimal empathy level during their high school training.

Дементьев Илья Владимирович, соискатель Современной гуманитарной академии.

Гурьянов Юрий Николаевич, ведущий научный сотрудник Института глобальных цивилизаций, доктор психических наук, доктор.

 

В статье представлены результаты исследования по формированию рационального уровня эмпатии у будущих офицеров-психологов в период их обучения в вузе с внедрением способов диагностики компонентного состава эмпатии, также математических способов обработки данных. Математически подтверждено, что разработанная на базе теоретических положений и результатов исследования программка развития рационального уровня эмпатии дозволяет корректировать направленность личности, уровни чувственного и общественного умов и рефлексии у будущих офицеров-психологов в процессе обучения в вузе.

Главные слова: эмпатия, формирующий опыт, программка развития рационального уровня эмпатии, направленность личности, соц и чувственный ум, рефлексия, математическая обработка данных.

The article presents the results of research that deals with the ways that can help future officers psychologists to form the optimal empathy level during their high school training, using methods of empathy component diagnosis, as well as the mathematical methods of data processing. It is proved mathematically that the program of development of the optimal empathy level created on the basis of theoretical assumptions and results of the study allows you to adjust the personal orientation, the emotional and social intelligence levels, and future officers psychologists reflection during their high school training.

Key words: empathy, formative experiment, the program of development of the optimal empathy level, personal orientation, social and emotional intelligence, reflection, mathematical data processing.

 

Результаты теоретического анализа бессчетных публикаций, диссертационных исследовательских работ, также разных взглядов забугорных и российских психологов на суть и компонентный состав эмпатии разрешают осознавать под эмпатией способность личности к постижению внутреннего чувственного и физического состояния другого человека средством четкой оценки этого состояния, направленности личности и рефлексии.

Начальным предположением, которое проверялось в процессе опыта, было утверждение, что эмпатия как способность личности к постижению внутреннего состояния другого человека быть может значительно развита, если формирующая разработка будет учесть главные причины, детерминирующие эту способность.

Исследование проводилось с марта по июль 2012 г. на базе 1, 3 и 5 курсов Голицынского пограничного института.

При проведении опыта были избран экспериментальный план для 2 рандомизированных групп с подготовительным и итоговым тестированием (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

План для 2-ух рандомизированных групп,

с подготовительным и итоговым тестированием

 

  1. Экспериментальная группа

R О1 X О2

  1. Контрольная группа

R О3 X О4

 

Примечание: R – рандомизация,

О1, О3 – предварительное тестирование группы,

X – действие,

О2, О4 – тестирование опосля действия.

В качестве критериев оценки динамики развития эмпатии выступали значения ее структурных компонент: рефлексия, точность оценки чувственного и физического состояния (ТОЭиФС), направленность на взаимодействие и на задачку, закрепляемых при помощи методик: опросник “Приблизительная анкета” В. Смекала и М. Кучера; опросник WLEIS Х. Вонга и К. Лоу, методика исследования общественного ума Дж. Гилфорда (субтест “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”) и опросник “Самоотношение” В. Столина и С. Пантелеева.

Теоретическая модель развития компонентного состава эмпатии представляет собой совокупа наружных и внутренних причин, влияющих на развитие эмпатии, средств диагностики, критериев развития эмпатии и совокупа развивающих технологий (всеохватывающих программ).

Структура программки развития рационального уровня эмпатии (дальше – ПРЭ) представлена 4-мя блоками, содержащими всеохватывающие и психогимнастические упражнения, дискуссии, ролевые игры, содействующие развитию определенного компонента эмпатии. В процессе тренинга решались последующие задачки:

  1. Формирование и развитие направленности на взаимодействие и на задачку: показать достоинства командной работы; усовершенствовать общение в команде; посодействовать освоить способности оборотной связи; усовершенствовать процессы принятия решений в команде; обучить получать наслаждение от совместной работы.
  2. Развитие чувственного ума: обучить распознавать и обдумывать свои и чужие эмоции; обучить выделять собственные удачные стратегии самомотивации; обучить устанавливать и поддерживать положительные межличностные коммуникации; посодействовать завладеть методами действенного управления стрессом; обучить диагностировать и преодолевать конфликты, возникающие во отношениях вместе; обучить выявлять и обдумывать вероятные предпосылки неэффективности в учебе, службе, потенциал всякого участника; посодействовать научиться управлять собой, эмоциями, состояниями, внутренним диалогом.

  3. Развитие общественного ума: научить умениям и способностям установления контактов; обучить этике делового взаимодействия; научить способам прогнозирования реакции людей в данных обстоятельствах; научить способам для развития дальновидности во содействии с сотрудниками; посодействовать участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию; посодействовать участникам очень развить организаторские возможности; посодействовать участникам в анализе и выборе путей решения соц заморочек.

  4. Развитие рефлексии: улучшать способности рефлексии в процессе проведения тренинга; сформировывать способности резвого реагирования при вступлении в контакты; сформировывать способности самоанализа, самопонимания и самокритики; обучить выявлять важные личностные свойства для совместной работы; углубить познания друг о друге через раскрытие свойств всякого участника.

Целью внедрения данной программки являлось объединение участников, создание подходящего социально-психологического атмосферного климата в группе, что содействует действенной работе команды в настоящих критериях и общему организационному развитию; обучение слушателей распознавать и обдумывать свои и чужие эмоции, сформировать рациональные стратегии самомотивации, обучить устанавливать и поддерживать положительные межличностные коммуникации; развитие и улучшение общественного ума будущих офицеров-психологов, обучение этике делового взаимодействия, обучить слушателей очень развить свои организаторские возможности.

Участниками выступили слушатели 1, 3 и 5 курсов психического профиля (всего 180 человек, 60 человек с всякого курса). Занятия проводились 1 раз в недельку по 2 часа в течение 5 месяцев (16 занятий с марта по июль 2012 г.).

Способами исследования выступили наблюдение, опросник “Приблизительная анкета” В. Смекала и М. Кучера; опросник WLEIS Х. Вонга и К. Лоу, методика исследования общественного ума Дж. Гилфорда (субтест “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”); опросник самоотношения В. Столина и С. Пантелеева; методика по определению уровней эмпатии В. Бойко; экспертный опрос, анализ документов, описательные статистики, аспект Колмагорова – Смирнова для одной подборки, W кр. Уилкоксона, U кр.

Манна – Уитни, аспект независимости x-квадрат, таблицы сопряженности.

Применение W аспекта на 1 курсе для экспериментальной группы до и опосля действия отдало последующие результаты. Для методик “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”, “Чувственный ум”, также для опросника “Самоотношение” имеются статистически достоверные различия в уровне исследуемого признака (при p <= 0,01, p <=0,05, p <= 0,01, p <= 0,05 и p <= 0,01 соответственно), что свидетельствует о большей выраженности исследуемого признака опосля действия.

На 3 курсе результаты, приобретенные при помощи методик “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”, “Чувственный ум”, также при помощи опросника “Самоотношение”, статистически достоверно различаются на уровне значимости p <= 0,01, p <= 0,05, p <= 0,05, p <= 0,01 и p <= 0,05 соответственно.

Данные, приобретенные на 5 курсе, свидетельствуют о том, что, так же как на 1 и 3 курсах, по результатам внедрения ПРЭ, интенсивность сдвигов в обычном направлении превосходит интенсивность сдвигов в нетипичном направлении по методикам “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”, “Чувственный ум”, также по опроснику “Самоотношение” (при p <= 0,01, p <= 0,05, p <= 0,05, p <= 0,01 и p <= 0,05 соответственно).

 

На 1, 3 и 5 курсах сопоставление частот исследуемого признака в

экспериментальной группе до и опосля действия показало статистически

достоверные различия меж ячейками направленность на взаимодействие и на

задачку, до и опосля действия, на уровне значимости p <= 0,05, p <= 0,05 и

p <= 0,05 соответственно. Это подтверждается относительно огромным значением

2 2 2

аспекта x (10,205), x (8,382) и x (9,012), при p <= 0,05, p <= 0,05 и p

<= 0,05 соответственно.

 

Выводы.

Результаты анализа приобретенных данных в процессе опыта свидетельствуют о наличии естественной динамики развития компонент эмпатии от 1 к 5 курсу. Совместно с сиим сравнительный анализ средних значений методики до и опосля действия показал сдвиги в уровне исследуемого признака у слушателей 1, 3 и 5 курсов.

Применение W аспекта Уилкоксона, таблиц сопряженности, также аспекта независимости x-квадрат на 1, 3 и 5 курсах позволило математически подтвердить действенность ПРЭ. Результаты внедрения ПРЭ демонстрируют, что уровень таковых компонент эмпатии, как точность оценки чувственного и физического состояния и рефлексии, в представленных методиках стал выше, чем тот же уровень до внедрения ПРЭ.

Также приобретенные при помощи математической обработки результаты свидетельствуют о том, что действие ПРЭ в группах дозволяет скорректировать слушателей с направленности на себя на направленность на взаимодействие и на задачку.

 

Литература

 

  1. Вачков И.В. Базы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 2001.
  2. Горбатова Е.А. Теория и практика психического тренинга: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.

  3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

  4. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина.

СПб., 1994.

  1. Прутченков А.С. Тренинг личного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс-Универс, 1993.

  3. Шевцова И. Тренинг личного роста. СПб.: Речь, 2003.

  4. 18 программ тренингов. Управление для экспертов / Под ред. В.А. Чикер.

М.: Речь, 2008.

 

 

 

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов