Встреча с психологом? Зачем? Что и как?




Встреча с психологом? Зачем? Что и как?
Клиент приходит к психологу, в тот момент, когда осознает, что у него депрессия или в его реальности что-то не так, ему страшно, плохо, грустно, тревожно или что-то в жизни не получается. Он идет к психологу для того чтобы поучаствовать в некоем процессе взаимодействия, в результате которого поменяется самочувствие и измениться в лучшую сторону жизнь.   В упрощенном виде процесс взаимодействия психолога и его пациента можно представить как переход от «текущей картины субъективной реальности» к «желаемой картине субъективной реальности». Указанные феноменологические образования для удобства дальнейшего  использования можно обозначить как состояния «А» и «Я». Каждое состояние уникально связано с объективной реальностью в своих отношениях, соответствиях и противоречиях. Для того, чтобы клиент перешел от состояния «А» к состоянию «Я» должно пройти количество событий определенным образом влияющих на состояние «А» трансформирующих его в «Б» «В» «Г» и т.д., вплоть до наступления состояния «Я». Таким образом, процесс взаимодействия психолога и пациента должен представлять собой череду событий в жизни клиента, трансформирующих его состояния во времени. Понятие времени, в контексте данной психотерапевтической модели, имеет особое значение.  Говоря о событиях и состояниях, необходимо уяснить, что значимая в терапевтическом смысле часть этих событий и состояний должны формироваться с профессиональным участием психолога, должны быть четко планируемы и иметь определенные конкретные цели.

Примерный алгоритм психотерапевтической модели взаимодействия психолога и клиента может состоять из следующих этапов:

1.    Установочное собеседование
2.    Диагностические мероприятия
3.    Структурирование у пациента «текущей субъективной реальности»
4.    Детализация и коррекция «картины желаемой реальности»
5.    Планирование
6.    Психотерапевтические и коррекционные мероприятия
7.    Закрепление результатов и постановка целей
8.    Поддерживающие мероприятия

Перед тем как проводить диагностические, консультационные, коррекционные и психотерапевтические мероприятия с клиентом, психолог, прежде всего, должен четко и ясно обозначить для себя и пациента задачи психологического взаимодействия с учетом состояния и пожеланий клиента. В ходе проведения установочной беседы психолог должен помочь пациенту сформировать  четкую и ясную картину результата, с учетом особенностей клиента понятно разъяснить ему  порядок, механизм и способы  достижения этого результата.  Данное мероприятие помимо формирования и уяснения предмета взаимодействия позволит также в общих чертах создать у пациента «картину желаемой реальности», которая в ходе дальнейших мероприятий будет детализироваться и дополняться.  
Данный этап является платформой для дальнейшей работы. Установочное собеседование это своего рода  договор между ними, установление терапевтического контакта, правил и норм дальнейшего взаимодействия между психологом и клиентом.  В ходе беседы психологу необходимо создать благоприятную, комфортную и доверительную атмосферу.  Такая атмосфера создается с учетом места, времени и обстоятельств в которых предстоит провести собеседование.  Каждый специалист сам выбирает методы и  способы создания указанного психологического климата, но необходимо учесть, что в ходе установочного собеседование необходимо достичь следующих целей:
– доверие клиента к психологу
-понимание клиентом и психологом  желаемого результата
-понимание клиентом методов и способов достижения этих результатов
-формирование договоренности о частоте и сроках встреч

Читайте далее:
Обучение психологов