Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел.

Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел

Якушев П.А., кандидат юридических наук, доцент, председатель 1-го судебного состава по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке Владимирского областного суда.

При рассмотрении дел о воспитании детей в силу части 2 статьи 47 ГПК РФ и статьи 78 СК РФ к участию в деле в обязательном порядке привлекается орган опеки и попечительства.

Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» <11> органы опеки и попечительства относит к государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом частью 1.1 указанной статьи установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

<11> Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. N 17. Ст.1755.

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации (более 70) полномочиями по опеке и попечительству наделены именно муниципальные образования <12>. Так, Законом Владимирской области от 05.08.2009 N 77-ОЗ <13> органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Владимирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

<12> Теплякова О.А. Правовой статус и функции органов опеки и попечительства // Lex russica. 2016. N 10. С. 143.

<13> Закон Владимирской области от 05.08.2009 N 77-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан во Владимирской области» // Владимирские ведомости. 2009. N 184 (6 августа). С. 4 — 5.

Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел

В некоторых регионах России полномочия по опеке и попечительству не переданы на муниципальный уровень, а осуществляются органами или структурными подразделениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Например, в Ивановской области в структуре Департамента социальной защиты населения области действует управление по опеке и попечительству, а также территориальные органы <14>.

<14> Положение о Департаменте социальной защиты населения Ивановской области, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 17.10.2012 N 403-П // Интернет-ресурс: http://szn.ivanovoobl.ru/department/about/polozhenie (дата обращения: 10.09.2017).

Независимо от модели формирования органов опеки и попечительства — в структуре региональных органов власти или в структуре органов местного самоуправления — они должны надлежащим образом выполнять свои функции по защите прав и законных интересов детей, в том числе в процессе участия при рассмотрении судами дел о воспитании детей.

Основными задачами органов опеки и попечительства при рассмотрении судами дел о воспитании детей являются:

— обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, либо родителя (родителей), в отношении которого (которых) поставлен вопрос об ограничении или о лишении родительских прав, и отражение этих условий в актах обследования, направляемых в суд <15>;

<15> Вопрос о проведении обследования условий жизни ребенка и названных лиц суду следует разрешать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

— составление основанного на актах обследования письменного заключения по существу спора и предоставление его суду. На необходимость составления названных актов и заключения указано в пункте 3 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10, абзаце третьем пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 г. N 44;

— дача заключения по вопросу о том, окажет ли присутствие в судебном заседании ребенка, достигшего возраста десяти лет, неблагоприятное воздействие на него (пункт 20 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10);

— оказание содействия суду при выявлении мнения ребенка, в том числе не достигшего возраста десяти лет, вне судебного заседания. На возможность выявления мнения ребенка, не достигшего десятилетнего возраста, посредством его опроса специалистами органа опеки и попечительства указано в абзаце двадцатом раздела «Рассмотрение судами дел об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей» Обзора ВС РФ от 20 июля 2011 г.;

— предоставление заключения по вопросу об определении места жительства детей и (или) порядка осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения (ч. 6.1 ст. 152 ГПК РФ);

— участие в судебных заседаниях в качестве уполномоченного органа (статья 47 ГПК РФ) с соответствующими процессуальными правами и обязанностями, в том числе правом задавать вопросы лицам, участвующим в деле, для выявления обстоятельств, способных повлиять на права и интересы ребенка, заявлять в этих целях ходатайства и др.;

— доведение до суда всей известной информации, имеющей значение для правильного разрешения спора. В частности, обстоятельства жизни ребенка и его родителей после представления суду на стадии подготовки дела к судебному разбирательству актов обследования жилищных условий могут измениться, о чем орган опеки и попечительства должен сообщить суду, и др.

Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел о воспитании ребенка также характеризуется следующими особенностями.

При рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, органы опеки и попечительства привлекаются к участию в деле как уполномоченные органы для представления актов обследования и дачи заключения по делу (статья 47 ГПК РФ). Привлечение органа опеки и попечительства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является процессуальным нарушением.

При рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, в силу ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле в обязательном порядке привлекается орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, либо родителя (родителей), в отношении которого (которых) поставлен вопрос об ограничении или о лишении родительских прав, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подписанное руководителем органа опеки и попечительства (пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10, пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 г. N 44).

В данном случае орган опеки и попечительства участвует в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основаниями его участия в деле являются интерес государства в правильном разрешении спора, имеющего важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних.

Привлечение органа опеки и попечительства не в качестве органа, дающего заключения по делу, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является процессуальным нарушением.

Процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными.

Несмотря на то что на данное обстоятельство обращается внимание в Обзоре ВС РФ от 20 июля 2011 г. (абзацы пятый — седьмой раздела четвертого «Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел»), некоторые суды допускают указанное процессуальное нарушение.

Так, в рассмотренном Гороховецким районным судом Владимирской области деле по иску А. к Н. и Л. об определении порядка общения с ребенком и разрешении вопроса о возможности выезда ребенка из Российской Федерации орган опеки и попечительства привлечен к участию в деле в качестве третьего лица. На указанный статус органа опеки и попечительства указано как в протоколах судебных заседаний, так и в решении суда от 08.12.2016 <16>.

<16> Дело N 2-493/2016 // Архив Гороховецкого районного суда Владимирской области.

В качестве третьего лица орган опеки и попечительства привлекался Октябрьским районным судом г. Владимира при рассмотрении дела по иску С.Л. к С.О. об определении места жительства ребенка. В решении суда от 26.01.2016 по этому делу орган опеки указан в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельный требований относительно предмета спора <17>.

<17> Дело N 2-644/2016 // Архив Октябрьского районного суда г. Владимира.

Процессуальный статус органа опеки и попечительства указан как третье лицо также в решении Фрунзенского районного суда г. Владимира от 23.01.2015 по делу по иску М. к П. об определении порядка общения ребенка с родителем, проживающим отдельно <18>.

<18> Дело N 2-22/2015 // Архив Фрунзенского районного суда г. Владимира.

Если родители проживают в разных муниципальных образованиях, органы опеки и попечительства каждого из них должны подготовить акт (акты) обследования жилищных условий и дать заключение по существу спора.

Если родители проживают в разных муниципальных образованиях, в каждом из которых деятельность осуществляет свой орган опеки и попечительства, то к участию в деле должны привлекаться как орган опеки и попечительства по месту жительства истца, претендующего на воспитание ребенка, так и орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика, с которым проживает ребенок (либо орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка в детском учреждении), каждый из которых должен дать заключение по существу спора, основанное как на представленном органом опеки и попечительства акте обследования условий жизни по месту проживания истца, претендующего на воспитание ребенка, так и на акте обследования условий жизни по месту жительства ответчика с ребенком. То есть должны быть подготовлены два акта обследования и даны два заключения, основанные на каждом из этих актов.

Указанная позиция, основанная на положениях статьи 78 СК РФ и статьи 47 ГПК РФ, изложена в абзацах восьмом — тринадцатом раздела четвертого «Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел» Обзора ВС РФ от 20 июля 2011 г.

Так, при рассмотрении Октябрьским районным судом г. Владимира дела по иску А. к Н. об определении порядка общения с ребенком акты обследования и заключения представлялись органами опеки и попечительства г. Владимира (место жительства матери ребенка) и г. Юрьев-Польский (место жительства отца ребенка) <19>.

<19> Дело N 2-595/2015 // Архив Октябрьского районного суда г. Владимира.

Рассмотрение дела по спору, связанному с воспитанием детей, при отсутствии актов обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, недопустимо.

При рассмотрении Гороховецким районным судом Владимирской области дела по иску С.М. к С.К. об устранении препятствий к общению с ребенком, установлении порядка участия в воспитании ребенка органом опеки и попечительства не были составлены акты обследования условий жизни родителей и не было дано заключение по делу, несмотря на то, что суд направлял материалы и запросы в орган опеки и попечительства. В письме за подписью начальника управления образования администрации Гороховецкого района Владимирской области указано, что управление просит вопрос «решить на усмотрение суда и в интересах несовершеннолетнего» <20>.

<20> Дело N 2-152/2016 // Архив Гороховецкого районного суда Владимирской области.

В материалах другого гражданского дела по иску К.Н. к К.А. об определении порядка общения с ребенком также отсутствуют акты обследования жилищных условий <21>.

<21> Дело N 2-128/2015 // Архив Киржачского районного суда Владимирской области.

В случае непредставления либо нарушения сроков представления органом опеки и попечительства актов обследования жилищных условий и (или) заключения по существу спора судам необходимо реагировать на эти факты вынесением частных определений.

Например, в рассмотренном Вязниковским городским судом Владимирской области деле по иску С. к Е. об определении порядка общения с ребенком отсутствует заключение органа опеки и попечительства, а акты обследования жилищных условий составлены не органом опеки и попечительства, а педагогом школы и классным руководителем и утверждены директором школы <22>. При этом в материалах дела имеется письмо судьи в адрес отдела опеки и попечительства администрации Вязниковского района о необходимости предоставления актов обследования жилищных условий и заключения по существу спора, однако данное поручение не выполнено. Суд не предпринял мер реагирования на указанные факты.

<22> Дело N 2-1090/2014 // Архив Вязниковского городского суда Владимирской области.

На подобные действия (бездействие) органов опеки и попечительства, нарушающие не только нормы процессуального права, но и права и законные интересы несовершеннолетних, необходимо реагировать путем вынесения частных определений.

Так, 11.10.2016 судебной коллегией по гражданским делам Владимирского областного суда при рассмотрении дела <23> по апелляционной жалобе А.Д. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11.10.2016, которым отказано в удовлетворении иска А.Д. к А.М. об определении места жительства ребенка с отцом и удовлетворен встречным иск А.М. об отмене ограничения родительских прав и передаче ей детей, вынесено частное определение в адрес начальника управления образования администрации г. Владимира, в котором обращено внимание на нарушения действующего законодательства при составлении акта обследования от 28.09.2016 и заключения от 05.10.2016, допущенные должностными лицами органа опеки и попечительства, и на необходимость надлежащего выполнения государственных функций по защите интересов детей. При рассмотрении дела судебной коллегией в целях проверки поступившей в суд апелляционной инстанции информации о том, что А.М., которой решением суда переданы дети, вернулась к прежнему антиобщественному образу жизни, в орган опеки и попечительства направлен запрос о проведении обследования условий жизни А.М. и направлении в суд акта обследования и основанного на нем заключения по состоянию на октябрь 2016 г. в срок до 10.10.2016. Органом опеки и попечительства был нарушен срок представления в суд документов.

Кроме того, заключение по содержанию совпадало с ранее составленным заключением, что свидетельствовало об отсутствии анализа условий жизни матери и детей, а в акте обследования жилищных условий имелось лишь указание на то, что на момент посещения специалистами органа опеки А.М. была трезвой.

<23> Дело N 33-3738/2016 // Архив Владимирского областного суда.

В письме начальника управления образования от 15.11.2016, направленного в адрес судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда, сообщено, что за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудники управления привлечены к дисциплинарной ответственности.

При рассмотрении дела об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в заключении органа опеки и попечительства должен предлагаться конкретный порядок общения.

В абзаце восемнадцатом раздела «Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел» Обзора ВС РФ от 20 июля 2011 г. указано на недопустимость отсутствия в заключениях органов опеки и попечительства вывода по существу спора и оставления разрешения вопроса на усмотрение суда.

Вместе с тем такие случаи встречаются в практике судов Владимирской области, оставаясь без должного реагирования.

Так, в материалы дела по иску бабушки и дедушки ребенка к матери ребенка об устранении препятствий к общению с несовершеннолетними и определении порядка общения с ребенком представлено заключение от 11.04.2014, подписанное начальником управления образования администрации Селивановского района, в котором указано, что управление образования считает необходимым определить порядок общения с ребенком «по согласованию сторон или по графику, установленному судом» <24>.

<24> Дело N 2-104/2014 // Архив Селивановского районного суда Владимирской области.

Заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В абзаце четвертом Постановления Пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 г. N 44 разъяснено, что исходя из положений пункта 1 статьи 34 ГК РФ, пункта 2 статьи 121 СК РФ, а также статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами).

В каждом конкретном случае необходимо исследовать полномочия лица, подписавшего заключение органа опеки и попечительства. Если акты обследования либо заключение подписаны не главой муниципального образования (либо субъекта Российской Федерации), в материалах дела должен находиться документ, подтверждающий полномочия соответствующего должностного лица. Недопустимо приобщение к материалам дела актов обследования условий жизни ребенка и иных лиц, а также заключений органов опеки и попечительства, подписанных ненадлежащими лицами либо не заверенных надлежащим образом.

Такие доказательства как недопустимые не могут быть положены в основу решения суда (абзац девятнадцатый раздела «Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел» Обзора ВС РФ от 20 июля 2011 г.).

При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 152 ГПК РФ при рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей.

Так, Определением Петушинского районного суда Владимирской области от 13.12.2013 определено место жительство несовершеннолетней К. по месту жительства ее матери до вступления в законную силу судебного решения по делу по иску матери ребенка к отцу об определении места жительства ребенка <25>. Суд обязал отца передать матери ребенка. Вопрос рассматривался в предварительном судебном заседании, на котором исследовались акты обследования, подготовленный органом опеки и попечительства, и заключение этого органа.

<25> Дело N 2-1743/2013 // Архив Петушинского районного суда Владимирской области.

Определением Муромского городского суда Владимирской области от 05.10.2016 суд в предварительном судебном заседании определил место жительства ребенка по месту жительства отца на период до вступления в законную силу решения суда. На мать ребенка возложена обязанность передать ребенка отцу <26>.

<26> Дело N 2-2286 // Архив Муромского городского суда Владимирской области.

Заканчивая характеристику участия органов опеки и попечительства в рассмотрении дел анализируемых категорий, отметим, что органы опеки и попечительства при надлежащем исполнении своих обязанностей (при условии правильного осуществления процессуальной деятельности судом) оказывают действенную помощь суду в установлении фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение для рассмотрения дел о воспитании детей, а также процессуально способствуют экономии времени суда на выполнение ряда технических действий, позволяя сконцентрироваться на существе спора.

Источник:

«Споры о детях: традиционные ценности и судебная практика: Монография».

Якушев П.А.,»Проспект», 2018

Загрузка ...