Сексуальное и культурное разнообразие в мире

Сексуальное и культурное разнообразие в мире

      

      Чтобы продемонстрировать широту сексуальных установок, форм поведения и типов отношений, встречающихся в различных уголках света, мы подробно рассмотрим три различных общества: Китай, мусульманский Ближний Восток, Швецию и США. При этом мы будем касаться тех аспектов сексуальности, которым в той или иной мере применительны  и для России.

      
      Китай
      

      Хотя Китай имеет богатую историю эротической литературы и искусства, коммунистическое правительство целенаправленно пыталось искоренить «развращающие» западные формы сексуального поведения. После победы коммунистической революции в 1949 году порнография была объявлена противозаконной, а правительственные войска закрывали публичные дома. Страна практически избавилась от болезней, передаваемых половым путем. Внебрачные половые отношения стали считаться буржуазным пороком, а секс более раза в неделю — непроизводительной растратой энергии.
      Изоляция Китая от западного мира проявляется и в том, что китайские ученые лишь в недавнем прошлом присоединились к исследованиям в сфере сексуальности. Первая китайская национальная сексологическая конференция была проведена в 1992 году. Недостаток книг и печатной информации участниками этой конференции, заинтересованными в развитии сексуального образования в Китае, рассматривался как основная проблема. Врачи утверждали, что отсутствие необходимых сексуальных знаний является основной причиной сексуальных расстройств, наиболее распространенных среди замужних женщин. Обсуждалось и то, что многие мужчины не знают, что у женщин есть клитор. Большинство замужних женщин считают появление потомства основной целью сексуальных отношений и после рождения детей перестают интересоваться сексом. Брачные сексуальные отношения рассматриваются большинством женщин как средство удовлетворения своих мужей, а не как нечто приятное для самих себя.
      В отличие от американских колледжей и университетов в китайских высших учебных заведениях отсутствует курс человеческой сексуальности; в школе также почти не дается сексуального образования. Лишь около 50% девушек подросткового возраста, проживающих в сельской местности, и около 35% — в городах имеют правильное представление о том, что такое менструация. Китайские подростки и юноши менее сексуально активны, чем американские. Лишь 23% студентов и 12% студенток китайских высших учебных заведений сообщают о том, что участвовали в половых актах, но только половина из них использовала при этом средства контроля рождаемости. В Северной Америке соответствующие цифры намного выше. Хотя 8% студентов китайских университетов и сообщают, что они гомосексуальны, гомосексуалисты в Китае ведут очень скрытный образ жизни.
      В то же время наблюдаются и перемены в сексуальных установках и поведении китайцев. Более сексуальным стало содержание фильмов, телепередач и рекламы. Процент разводов среди городского населения увеличился до 25% от числа браков. Общий процент разводов возрос с менее 5% в 1981 году до 12% в 1996 году. Также стали более распространенными добрачные и внебрачные половые отношения. Согласно результатам одного исследования, 68% студентов университетов считают, что секс до брака «морально допустим». Особую проблему представляет рост заболеваний, передаваемых половым путем, включая СПИД. Это связано с ощутимым недостатком врачей, имеющих подготовку в области лечения этих болезней. Кроме того, сам диагноз СПИД считается крайне позорным в Китае. В 1998 году, однако, китайские законодательные органы разработали законы, направленные на преодоление наметившихся негативных тенденций. Новое законодательство требует введения испытательного периода, предшествующего браку. Вступили в силу законы, преследующие супружескую неверность и запрещающие браки с лицами, больными СПИДом, а также другими заболеваниями, передаваемыми половым путем.
     

      Мусульманский Ближний Восток
      

      Ислам является наиболее быстро растущей мировой религией, преобладающей в странах Ближнего Востока. Последователи этой религии называют себя мусульманами и придерживаются учения пророка Мухаммеда (662 год н. э.). Мухаммед считал, что секс должен приносить наслаждение в браке как мужчинам, так и женщинам, и призывал мужей «быть неспешными и продлевать удовольствие». Женщины считались сексуальными по самой своей природе. Зять Мухаммеда заявил: «Всемогущий Аллах разделил сексуальное желание на десять частей и отдал девять частей женщине и одну мужчине». Обычаи для женщин носить одежду, закрывающую их тело с головы до пят, а также ношение чадры, женское обрезание, раздельное воспитание обоих полов до брака считаются необходимыми в некоторых исламских сектах для того, чтобы сдерживать энергию женской сексуальности (Schmetzer, 1997). О женщине, укутанной в традиционный исламский наряд, говорится как о «жемчужине в своей раковине». Ношение чадры в ряде стран имеет статус закона.
      Широко распространены договорные браки, и появлению наследников мужского пола придается огромное значение. Одним из самых злобных проклятий является: «Пусть твое лоно усохнет». Секс вне брака, и в особенности супружеская измена, считается тяжким грехом. Совершивших его ожидает суровая кара. Традиция предписывает «почетное убийство» жен, обесчестивших своих мужей внебрачными сексуальными связями. К обычным наказаниям относятся побивание камнями до смерти или сожжение. В фундаменталистских режимах та же участь ожидает и гомосексуалистов. Исламские страны различаются по степени своего фундаментализма и «вестернизации». Так, в 2000 году иранские реформаторы, обещавшие своему народу более широкую свободу, одержали верх на выборах над фундаменталистами, находившимися у власти в парламенте с 1979 года.
      

      Швеция
      

      На протяжении длительного времени в Швеции действовали общественные службы по поддержанию семейного законодательства и здравоохранения. Они последовательно и активно пропагандировали открытое отношение к сексуальности и равенство полов в семейной жизни. В 1930-х годах правительством было предложено создать службы планирования семьи. Сексуальное образование было введено как обязательный общеобразовательный предмет в 1954 году. В тот же период герои известного телефильма «Оставьте это бобрам» супруги Джун и Уорд Кливер снимались в разных постелях. В целях предотвращения случаев нежелательной беременности правительство принимало ряд мер. Это была политика бесплатных контрацептивных услуг и сексуального образования в сочетании с легализацией абортов в 1974 году. С тех пор процент подростковой беременности продолжает снижаться. К 1960 году получило распространение совместное проживание партнеров, не состоящих в браке. К настоящему моменту около 20% пар, живущих вместе, не являются супругами. Шведское семейное законодательство поощряет равную ответственность мужчин и женщин в воспитании детей. Правительство финансирует организацию тренинговых групп для отцов, а также предоставляет равный (и значительный) по продолжительности декретный отпуск обоим родителям.

    
      США
      

      Внутри самих Соединенных Штатов также наблюдается богатое культурное разнообразие. Здесь нашли свою родину представители многочисленных этнических и религиозных групп. Благодаря этому Америка характеризуется наличием широкого спектра сексуальных ценностей и форм поведения. На протяжении всей книги мы будем встречаться с примерами культурного разнообразия, существующего среди разных субкультур внутри американского общества. Так, американцы азиатского происхождения — в целом — реже вступают в добрачные сексуальные отношения, чем латиноамериканцы, афроамериканцы или выходцы из Европы. В свою очередь, в латиноамериканской культуре — в целом — часто поощряются сексуальные похождения мужчин и в то же время придается большое значение целомудренности женщин до брака. Другим проявлением социально обусловленных различий является отношение к орально-генитальному сексу. Этот Тип сексуального поведения наиболее распространен среди молодых белых людей с университетским образованием и в меньшей степени — среди афроамериканцев и лиц с относительно низким уровнем образования.
      Еще раз следует подчеркнуть, что подобные различия имеют статус предельных обобщений, а не универсальных истин. Внутри отдельных групп также существует значительное разнообразие. Например, среди американцев азиатского происхождения значительный процент составляют потомки китайских рабочих, привезенных в США в XIX веке для постройки железных дорог. К числу выходцев из Азии принадлежат также беженцы, спасавшиеся от вьетнамской и корейской войн. В эту же группу сходят представители, приехавшие из Гонконга, Японии, Тихоокеанских островов и многих других азиатских стран для получения образования, ведения бизнеса и других целей. Латиноамериканское население США включает выходцев из 22 стран, а также из некоторых отдельных сообществ, считающих себя культурно независимыми.
      Более того, значительный процент американского населения составляют индивиды мультирасового происхождения, чьи предки принадлежали к двум или более расовым группам. По таким признакам, как расовая и этническая принадлежность, люди редко однозначно относятся к совершенно независимым категориям. «Люди всего мира в той или иной степени вовлечены во всеобщее смешение, в особенности в Соединенных Штатах… Невозможно, просто взглянув на человека, точно определить его расовое происхождение».
      Степень аккультурации, то есть замены традиционных представлений и форм поведения характерными для доминирующей культуры, также является фактором, порождающим разнообразие в пределах отдельных субкультур. Многие этнические группы, живущие в Северной Америке уже на протяжении нескольких поколений, в значительной степени ассимилировались. Некоторые из этих групп, к которым относятся выходцы с Гавайских островов, афроамериканцы и коренные американцы, сегодня переживают свое этническое возрождение. Они пытаются восстановить особенности своей культуры и передать их новому поколению. Многие молодые американцы испанского происхождения вносят элементы латиноамериканской культуры в типично американский образ жизни. Новая волна «латины» в популярной музыке отражает бикультурный характер этой среды.
      Социоэкономический статус и уровень образования являются определяющими факторами по отношению к сексуальным установкам и формам поведения в пределах одной и той же этнической группы. Между малообеспеченными слоями населения и представителями среднего класса часто наблюдаются значительные различия. То же самое верно в отношении людей с различным уровнем образования. В частности, мастурбация в большей степени распространена среди более образованных слоев населения, чем среди менее образованных.
      Сексуальные установки и формы поведения также значительно различаются в рамках отдельных религиозных групп. Так, известно, что папа Иоанн Павел Второй пропагандирует традиционное римско-католическое отношение к сексу, осуждающее любую сексуальную активность, потенциально не ведущую к продолжению рода. Тем не менее взгляды американских католиков по таким вопросам, как контрацепция, аборты и гомосексуальность, в значительной степени расходятся. Аналогично, взгляды ортодоксальных евреев гораздо более консервативны и традиционны, нежели взгляды евреев, принадлежащих к реформированной еврейской религии. Также и христианские протестанты фундаменталистского толка часто видят вещи иначе, чем христиане, не трактующие Священное Писание буквально.
Читайте далее:
Обучение психологов