ПСИХОЛОГИЯ – как наука начала формироваться примерно во второй половине 19 века, после отделения ее от философии в связи с появлением первых экспериментальных способов исследования человеческой психики. Психология находится как бы на стыке различных наук и это ее особое место обусловлено тем, что на сегодняшний день это наука о самом сложном явлении, которое известно человечеству – наука о психике человека, где субъект и объект познания слиты в одно единое и обусловлено само собой. Практическое применение открытий психологии ценно само по себе, поскольку объектом приложения этих знаний опять же является человек. Психика человека абсолютна реальна в своем существовании хотя не всегда осязаема. Она представляет собой не конкретное вещное явление, а свойство разумной материи, способное управлять этой материей и модифицировать ее. Говоря о психологии как о науке о душе, мы должны понимать, что в этом архаичном для современной науки названии все же лежит определенный глубокий смысл, поскольку Душу, как и психику современные ученые пока не научились изучать вне тела. Очевидно то, что явление которое пронизывает всю нашу жизнь и придает ей смысл несомненно изучается психологией в ее самых разнообразных научных ипостасях.
Многое из того, что мы знаем о человеческом мышлении и поведении появилось благодаря различным теориям психологии. Студенты – психологи, как правило, тратят много времени на изучение психологических теорий. Некоторые теории утратили свою популярность, в то время как другие получили широкое признание. Но несмотря на это все они внесли огромный вклад в наше понимание человеческого мышления и поведения. Узнавая больше об этих теориях, можно получить более глубокое и богатое понимание психологии прошлого, настоящего и будущего /перейти к изучению теорий/.
Природа психического. Характеристика психических явлений. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту – первая характерная особенность (читать далее) | Психика и сознание. Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, (читать далее) | Психика и деятельность. Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно вместе с тем и психологическим (читать далее) | ||
Предмет и задачи психологии как науки. Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание – а значит, всякое, даже наивное познание – психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных связей, посредством которых психические переживания впервые выделяются из мистической туманности чистой непосредственности, (читать далее) | Методика и методология. Наука – это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, то есть пути познания, – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки – в единственном числе – можно разуметь систему ее методов в их (читать далее) | Методы психологии. Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть различным (читать далее) | ||
Наблюдение и самонаблюдение. Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение. Традиционная, интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию, единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в (читать далее) | Объективное наблюдение. Новый специфический характер приобретает в нашей психологии и внешнее, так называемое объективное, наблюдение. И оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно вот это внутреннее психологическое(читать далее) | История развития западной психологии. Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но ее основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной (читать далее) | ||
Оформление психологии как экспериментальной науки. Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнесен к XVIII в., а для некоторых (как-то механика) еще к XVII в., в психологии совершается к середине XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические знания оформляются в самостоятельную науку, вооруженную собственной, специфической для предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т.е. специфической (читать далее) | Кризис методологических основ психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология – рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой выявила кризис центрального понятия всей современной психологии – понятия сознания. Русская рефлексология (В.М.Бехтерев) сложилась на основе изучения физиологии нервной (читать далее) | Развитие психологической теории в России, борьба в ней материализма и идеализма приняли особенные формы. Самобытность русской психологической мысли, не только творчески обобщившей достижения мировой психологии, но и создавшей новые пути в общем развитии науки, связана с историей передовой русской общественной мысли, классического философского материализма и передового естествознания. В своем развитии научной психологической мысли в России особое(читать далее) | ||
Советская психология начинала свой путь в то время, когда мировая психологическая наука, с которой русская психология всегда находилась в теснейшей связи, сохраняя при этом свои самобытные черты, вступила в полосу кризиса. Кризис был, как мы видели, по существу методологическим, философским кризисом, который распространился на целый ряд наук – вплоть до основ математики. В психологии он принял особенно острые формы, обусловленные особенностями (читать далее) | Развитие психики и поведения. Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание. Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникновения в действительность (читать далее) | Основные этапы развития поведения и психики. Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания отдифференцирован от поведения, у животных психика и поведение образуют непосредственное единство, так что изучение их психики необходимо включается как компонент в изучение их поведения. В большом многообразии конкретных актов(читать далее) | ||
Инстинкты. Все поведение животных является “инстинктивным” в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному. Сознательное поведение, которое выражается в изменении природы и регулируется на основе осмысления, осознания существенных связей, познания закономерностей, предвидения, имеется только у человека; это продукт истории, формирующийся в ходе развития общественно-трудовой практики. (читать далее) | Интеллект. Зачатки “интеллекта” закладываются у животных в рамках инстинктивного поведения. Формы поведения, связанные с зачатками интеллектуальной деятельности, исходят у животных из инстинктивной мотивации, связанной с органическими, биологическими потребностями. Интеллектуальное поведение всегда содержит и автоматические, стереотипные компоненты в виде частичных операций, включающихся в выполнение интеллектуальных действий. Но эти последние(читать далее) | Поведение низших организмов. Способность реагировать на исходящие из среды раздражения – раздражимость – является основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая протоплазматическая масса амебы реагирует на механические, термические, оптические, химические, электрические раздражения (т.е. все раздражения, на которые реагируют высшие животные). При этом реакции нельзя прямо свести на физическое действие(читать далее) | ||
Развитие нервной системы у животных. Функции проведения раздражения и интеграции поведения в ходе эволюции откладываются у организмов в самой их структуре. Нервная система появляется впервые у кишечнополостных. В своем развитии она проходит несколько этапов, или ступеней. Первоначальным, наиболее примитивным типом нервной системы является диффузная нервная система. Она порождает недифференцированный способ реагирования на раздражение, который (читать далее) | Образ жизни и психика. Индивидуально-изменчивые формы поведения (навык и интеллект) получают преимущественное развитие на той из двух расходящихся линий, которые образуются в результате раздвоения единого сначала корня, –на той, по которой развиваются позвоночные. У низших позвоночных психические проявления значительно более элементарны, чем у высших беспозвоночных, однако перспективы развития по этой линии большие. Развитие низших позвоночных(читать далее) | Проблема антропогенеза. Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных,–сознание человека. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности(читать далее) | ||
Сознание и мозг. Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились и на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности – с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшийся характер этой деятельности и соответственно все углублявшийся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с периферическими (читать далее) | Развитие сознания. Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его все природные особенности – продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении об единстве строения и (читать далее) | Развитие и обучение. Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всегострого естественное существо: он – организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для психического развития человека существенно, что он рождается с человеческим мозгом, что, появляясь на свет, он приносит с собой это, полученное от предков, наследство, которое открывает ему широкие возможности для человеческого развития. Они(читать далее) |
Развитие сознания ребенка. Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. Основным содержанием психического развития ребенка является все более глубокое отражение действительности – отражение активное, действенное, которое, отражая, читать далее | Ощущение и восприятие. Ощущение, Рецепторы, Элементы психофизики, Классификация ощущений, Органические ощущения, Статические ощущения, Кинестетические ощущения, Кожная чувствительность, Осязание, Обонятельные ощущения, Вкусовые ощущения, Теория слуха, Восприятие музыки, Зрительные ощущения, Ощущение цвета, Восприятие цвета, Восприятие, Природа восприятия, Константность (читать раздел) | Память. Органические и физиологические основы памяти. Представления и память. Различные ассоциации представлений и мнемоконструкций. Теория памяти в психологии. Роль установок в запоминании. Запоминание. Узнавание. Воспроизведение. Реконструкция в воспроизведении. Воспоминание. Сохранение и забывание. Реминисценция в сохранении. Виды человеческой памяти. Уровни памяти. (читать весь раздел) | ||
Воображение. Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. (читать весь раздел) | Мышление. Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это (читать весь раздел) | Речь человека. Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития (читать весь раздел) | ||
Внимание. Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в (читать весь раздел) | Действие. Специфически человеческое действие сформировалось в труде как акт трудовой деятельности. Совокупность действий, выполняющих определенную общественную функцию, составляет определенный вид трудовой деятельности. Так как трудовая деятельность – это всегда деятельность, направленная на производство конкретного продукта, действие человека всегда направлено на конкретный результат. (читать весь раздел) | |||