Дебрифинг

Дебрифинг

     

     В наиболее структурированном виде процесс работы с последствиями коллективной психической травмы отражает метод “дебрифинга стресса критического инцидента”, разработанный американским психологом Дж. Митчеллом в 1983 году, и получивший с тех пор широкое распространение.
     Психологические мероприятия дебрифинга как форма оказания помощи в кризисных ситуациях проводятся с группами людей, совместно испытавших стрессовые или трагические события. Это могут быть группы, образованные по признаку профессиональной принадлежности, либо просто объединенные общностью пережитой ситуации. Подчеркивается, что дебрифинг не заменяет собой собственно лечения, которое бывает необходимо в некоторых случаях; его цель – минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических  стрессовых  расстройств.  Эта  цель  достигается  путем “вентиляции” впечатлений и эмоций; когнитивной организации опыта, уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного “обмена” чувствами; мобилизации ресурсов для социальной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.
     Процесс дебрифинга обычно состоит из трех основных частей: “вентиляции” чувств в группе и оценивания стресса ведущим; подробного обсуждения “симптоматики” и психологической поддержки; мобилизации ресурсов, предоставления информации и планирования дальнейшей помощи. Выделяют от 5 до 7 обязательных фаз, через которые проходит группа:
     1. Вводная фаза:
     Представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил, снятие тревоги у участников по поводу “необычности” процедуры.
     Основными правилами, которых придерживаются как ведущие, так и участники, являются:
     * не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, чего они не захотят. Единственное требование – это назвать свое имя и отношение к инциденту (характер участия). Все внимательно выслушивают то, что говорит каждый из участников;
     * соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне;
     * не допускать критических суждений в отношении другого: никто не должен рассматривать происходящее как “разбор” или “трибунал” – для них найдется другое место;
     * каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих;
     * участники предупреждаются о том, что могут вновь пережить отрицательные чувства, что естественно, т.к. речь идет о весьма болезненных вещах. Однако задача дебрифинга как раз и состоит в том, чтобы научиться справляться с реальными негативными эмоциональными состояниями;
     * группа работает без перерывов, что не означает невозможности покидать ее на время с тем, чтобы все же вернуться, если этому не мешают неотложные обстоятельства.
     2. Формально-логический этап:
     Каждый рассказывает о том, что происходило с ним: что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается полная картина происшествия и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует когнитивной организации опыта. Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.
     3. Эмоционально-чувственный этап (мысли, эмоции, чувства, речь):
     Ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них. Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников, а все остальные превратились бы в слушателей: каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить  свои переживания. Ведущий поддерживает в группе понимание того, что высказываясь, участники вновь переживают сильный стресс, однако это происходит в ситуации, когда реальная опасность миновала, а их чувства находят понимание и поддержку группы.
     4. Этап психосоматического отреагирования (симптомы):
     Обсуждаются актуальные эмоциональные, когнитивные и соматические проявления посттравматического стресса, отмечаемые участниками изменения в восприятии своего “Я” и поведении. Составляется перечень симптомов, описывающий спектр психологических последствий критического инцидента в данной конкретной группе. Каждый участник получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, отмечая и те симптомы, о которых, в силу различных причин, он не высказывался.
     5. Просветительский этап (образование, информирование):
     Разъяснение участникам природы постстрессовых состояний как “нормальных реакций на экстремальную ситуацию”; обсуждение вариантов и способов преодоления, имеющих место и возможных в будущем отрицательных психологических  последствий.
     6. “Закрытие прошлого” и новое начало:
     Подводится своеобразный итог под тем, что было пережито. Прошлое нельзя просто забыть, оно требует активного к себе отношения с тем, чтобы найти в себе силы для новой жизни. Ритуалы “закрытия прошлого” выработаны в культуре (поминовения, годовщины, посещения мест, связанных с событиями и пр.), однако они предполагают и собственное творческое участие: например, многие из переживших катастрофу посвящают себя тому, чтобы помочь избежать новых катастроф или уменьшить их травматические последствия, используют свой опыт при оказании помощи, участвуют в деятельности добровольных спасательных бригад и т.п.
     Формально процедура дебрифинга завершается вопросами участников к ведущему, советами, как вести себя в будущем, где искать источники психологической поддержки или профессиональной помощи, раздачей  памяток, листовок (если они заранее подготовлены).
     Окончание дебрифинга всегда специально акцентируется, что придает процессу завершенность и логическую стройность. При этом ведущий разъясняет, в каких случаях следует обратиться за профессиональной помощью:
     * во-первых, если состояние не улучшится в ближайшие шесть недель;
     * во-вторых, если оно начнет внезапно ухудшаться;
     * в-третьих, если появятся затруднения при выполнении привычной работы или понизится работоспособность.
Читайте далее:
Обучение психологов