Судебная психологическая экспертиза – учебник.

Психологическая экспертиза
(учебник)
переход на главную
о судебной
психологической экспертизе
В настоящее время трудно себе представить высококвалифицированное расследование, разбирательство в суде или в другом компетентном органе без привлечения знаний психологии.
Вместе с тем пока относительно разработанными можно считать лишь несколько направлений использования таких знаний.
Они находят непосредственное применение в основах профессиограмм работников юридических профессий; в оперативно-розыскной, следственной и судебной деятельности; частично — в перевоспитании лиц, совершивших преступления, и опосредованное — через экспертизы, консультации, участие специалиста-психолога в юрисдикции.
Однако надо отметить, что хотя подготовленность юристов в области психологии бесспорно возрастает, все же она отстает от потребности в использовании психологических знаний в уголовном и гражданском процессах.
К тому же следует иметь в виду, что высокая профессиональная подготовленность одного человека одновременно в двух сложных самостоятельных и чрезвычайно объемных по информативности сферах — психологии и юриспруденции — практически невозможна, да в этом и нет необходимости, поскольку согласно законодательству можно, если требуется, привлекать специалистов, обладающих профессиональными знаниями в определенной области.
При расследовании и рассмотрении уголовного дела в суде могут возникнуть вопросы, разрешение которых в силу их узкой специализации и неправового характера может оказаться не под силу следователю и суду.
В таких случаях привлекаются другие участники уголовного процесса — лица, обладающие знаниями, достаточными для квалифицированного решения возникшей проблемы, а именно – эксперты.
Современная теория уголовного процесса под экспертизой понимает деятельность, направленную на получение достоверных фактических данных, имеющих правовое значение для решения дела, полученных с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве и ремесле.
В качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения.

Психологические познания – это познания в области психологии, следовательно, в данном случае речь идет о специальных познаниях в науке. Профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умением проведения психологических исследований обладает только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности.
Однако, поскольку психология как наука имеет большое число специализаций, возникает вполне закономерный вопрос: может ли лицо, не имеющее дополнительной подготовки по судебной психологии, а соответственно и опыта экспертной работы, относиться к лицам, обладающим необходимыми психологическими познаниями для дачи экспертного заключения?
Это очень важное обстоятельство для лиц, назначающих экспертизу, так как в нормативных документах вопрос о критериях компетентности при производстве экспертиз не оговаривается. При этом обязательно должны учитываться их образование, специализация, стаж работы, опыт экспертной деятельности, наличие ученой степени и другие качества.
Таким образом, предметом судебно-психологического исследования являются вопросы о деятельности лиц, индивидуальные психологические свойства которых не выходят за пределы нормы (особенности восприятия определенных явлений в данных условиях, способность адекватно их оценивать, особенности реагирования на экстремальные ситуации и т. п.).
Потребность в использовании психологических знаний в различных областях практики обусловила развитие прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает психику человека в конкретных условиях его жизни и деятельности.
Психологические знания используются тогда, когда работник юриспруденции привлекает сведущее в психологии лицо, которое проводит профессиональное психологическое исследование указанных органом дознания, следователем, прокурором, адвокатом, судьей, судом объектов, дает им оценку, предоставляет обобщенное знание об этих объектах юристу, который затем использует полученные сведения в процессе разбирательства уголовного, гражданского или административного дела.
В связи с актуальными требованиями времени остро встает вопрос о создании в кратчайшие сроки действенной практической психологии, способной надежно диагностировать психологические качества людей, прогнозировать их поведение и при необходимости управлять ими на основе широкого внедрения в практику фундаментальных научных достижений. Имеется настоятельная потребность и в полном, достаточно глубоком анализе не только объективных, но и субъективных обстоятельств противоправного человеческого поведения. Поэтому психология все чаще получает «заказы» на специальные знания, необходимые для решения проблем и общего, и индивидуального характера.
Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления.
Судебно-психологические знания в правоохранительной деятельности используются по-разному и в первую очередь непосредственно работниками органов предварительного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение адекватных ситуациям тактических приемов и решений.
Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в следственной и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований: знания процессуального закона в части проведения процедуры экспертного исследования, специфических условий предварительного следствия и судебного разбирательства. Все это обязывает прокурорско-следственных работников оказывать организационно-практическую помощь институту психологической экспертизы.
Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована.
Если однозначный ответ невозможен, то он может быть и вероятностным.
1.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
4.ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭКСПЕРТИЗЕ
5.ПРЕДМЕТ И ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 
6.СПЕЦИФИКА И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
7.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦА (ОРГАНА), НАЗНАЧАЮЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ
8.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА
9.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДЭКСПЕРТНОГО (ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО, ПОДСУДИМОГО, СВИДЕТЕЛЯ, ПОТЕРПЕВШЕГО)
10.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
11.НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ВО ВСЕХ ВИДАХ ЮРИСДИКЦИИ
12.НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
13.СУДЕБНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
14.СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
15.СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ФАКТАМ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
16.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СУИЦИДНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
17.СУДЕБНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
18.СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О МОРАЛЬНОМ ВРЕДЕ. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
19.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

20.КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ С УЧАСТИЕМ ПСИХОЛОГА

Данный раздел и статьи его составляющие подготовлены с использованием учебного пособия для ВУЗов “Основы судебно-психологической экспертизы” под авторством В. В. Нагаева.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

1. Абрамцев А.А., Посадков Ф.И. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе // Юрист. 1997. № 4.
2. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников. — СПб. 1902.
3. Бюллетень Верховного Суда РФ., 1995. № 3.
4. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. 1993. № 1.
5. Виноградов И. В. Экспертиза на предварительном следствии. — М. 1987.
6. Выготский С.Л. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. – М.: 1984.
7. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешной социализации в стадии подросткового и юношеского возраста //Мир психологии. 1998. № 1.
8. Горшенин Л. Подросток, характер, проблемы //Воспитание школьников. 1994. № 3.
9. Грошевой Ю.М. Психологическая экспертиза на предварительном следствии // Криминалистика и судебная экспертиза. — Киев: 1970. Вып. 7.
10. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Судебно-психологическая экспертиза». — Калуга — Обнинск — Москва: 1997.
11. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. — Калуга — Обнинск — Москва: 1997.
12. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. — М.: 1996.
13. Ениколопов С.М. Проблемы судебно-психологической экспертизы личности // Сб. Вопросы судебно-психологическаой экспертизы. 1978.
14. Епихин А.Ю. Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел и проверки законности ареста. — Сыктывкар: 1998.
15. Исаенко В. Использование возможностей судебно-психологической экспертизы // Законность. 1998. № 10.
16. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: 1983.
17. Колмаков П.А. Правовое регулирование принудительных мер медицинского характера. — Сыкт. ГУ, 1999.
18. Комментарий к Уголовному кодексу РФ, Особенная часть. — М.: 1996.
19. Конышева Л.А., Коченов М.М. Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасилованиях несовершеннолетних. — М.: 1989.
20. Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза.— Львов:1987.
21. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу: — М.: 1980.
22. Коченов М.М. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (к постановке проблемы) // Вопросы борьбы с преступностью. — М.: 1978. Вып. 29.
23. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. — М.: 1971.
24. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. — М.: 1991.
25. Коченов М.М., Николаева В.В. Судебно-психологическая экспертиза соматических больных // Сб. Вопросы судебно-психологической экспертизы. 1978.
26. Крыгин Е.В. Экспертиза в административном процессе. — Киев:1976.
27. Крыгин Е.В. Криминалистическая экспертиза в административном процессе. — Харьков: 1982.
28. Кудрявцев И.А. Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. – М.: 1998.
29. Леонтьев А.А., Шахнарович А. М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. — М.: 1977.
30. Лосев Д.М. Тактические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых с учетом их психологии. — Саратов: 1982.
31. Лупинская П.А. Уголовный процесс. — М.: 1995.
32. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право РФ. — М.: 1997.
33. Мамин Н.С. О моральном вреде // Государство и право. 1993. № 3.
34. Морозова М.В. Психологический аспект экспертизы способности малолетних и несовершеннолетних давать показания по уголовным делам //Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 4.
35. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу / Под общей редакцией В.М. Лебедева. — М.: 1997.
36. Ноколаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: 1987.
37. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М.: Роспедагентство, 1996.
38. Осипова Н.Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. — М.: 1978.
39. Пашкевич П.Ф. Объективная истина в уголовном судопроизводстве. — М.: 1961.
40. Петелин Б. Роль экспертизы в установлении мотивов преступления// Советская юстиция. 1976. № 13.
41. Печершкова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 1.
42. Рахунов Р.Д. Свидетельские показания в советском уголовном процессе. — М.: 1955.
43. Романов В.В. Юридическая психология. — М.: 1998.
44. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: 1970.
45. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего. — Казань: 1990.
46. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. — М.: 1998.
47. Сафуанов Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого // Российская юстиция. 1997. № 7.
48. Сафуанов Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза по факту самоубийства// Российская юстиция. 1995. № 12.
49. Сахнова Т.В. Зачем суду психолог? — М.: 1990.
50. Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. — М.: 1997.
51. Сборник постановлений пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. — М.: 1997.
52. Селиванов Н.А. Спорные вопросы судебной экспертизы // Социалистическая законность. 1978. № 5. С. 65.
53. Сидоров Б. В. Аффект и его уголовно-правовое и криминологическое значение. — Казань: 1978.
54. Синягин Ю.В., Соловьев О. С. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании. — М.: 1993.
55. Строгович М. С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. — М.: 1955.
56. Студеникина М.С. Административная ответственность. — М.: 1990.
57. Терентьев Е.И. Бред ревности. — М.: 1991.
58. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (с приложением постатейно систематизированных материалов на 1 декабря 1995 г.) / Под ред. Н.М. Кипнис, 1996.-
59. УПК: комментарий / Под ред. В.М. Лебедева.- М.: СПАРК, 1995.
60. Шишков С.Н. Судебно-психологическая экспертиза. Учеб. по-соб. – М.: 1996.
61. Экменчи А. О судебно-психологической экспертизе // Советская юстиция. 1968. № 6.
62. Эрделевский A.M. Критерии и метод оценки размера компенсации морального вреда // Государство и право. 1997. № 4.
63. Эрделевский A.M. Моральный вред: соотношение с другими видами вреда // Российская юстиция. 1998. № 6.
64. Эрделевский. A.M. Ответственность за причинение морального вреда // Российская юстиция. 1994. № 7.
65. Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: 1988.

Читайте далее:
Обучение психологов