1.9. Рекомендации для работы супервизора

1.9. Рекомендации для работы супервизора (психолог супервизор).

            Для того чтобы супервизор имел возможность проводить мониторинг активности супервизируемого, он может выбрать определенный метод ориентации по отношению к терапевту и организации, в которой работает сам. Авторы Висконсинского тренинга во го проекта по клинической супервизии предлагают несколько адаптированных ими систем оценок для супервизора.

Рекомендации для работы супервизора включают необходимость проявлять следующие качества.

1.    Ясность.

     Супервизору предлагается описать свои критерии оценки супервизируемого, атакже предоставить копию оценочных критериев для работы и предоставить ее терапевту.

2.    Непосредственность.

      Исследования подтверждают, что личность в состоянии изменять поведение, интегрируя обратную связь. Обратная связь супервизируемому должна предоставляться регулярно, а не ежегодно. Супервизор может и должен установить время и способ для предоставление такой обратной связи (например, страница текста ежемесячно), ничто не должно быть сюрпризом для супервизируемого.

3.    Восприимчивость.

        Супервизор должен отслеживать степень сензитивности терапевта и предоставлять обратную связь адекватно.

4.    Подтверждение.

     Эффективный супервизор признает усилия терапевта, обсуждает с ним то, что он делает хорошо, фокусируется на действиях, а не наличности, демонстрирует возможности профессионального совершенствования.

5.    Справедливость.
6.    Обучение.

       Одна из забот супервизора—обучение терапевта. Хорошая оценка работы терапевта ничего не значит, если терапевт так и не узнал о ней. Оценка должна давать терапевту нечто большее, чем просто чувство «хорошести» или «плохости». Супервизия предполагает руководство. 7.  Описание имеет приоритет перед утверждением.

           Специальные рекомендации касаются неудовлетворенности супервизора работой терапевта. Такая оценка должна быть основана на фактах, выражена в адекватном виде, должна быть аккуратной, гуманистической и честной.

1.    Неудовлетворительная оценка должна описывать больше деталей работы, чем удовлетворительная.
2.    К ней желательно приложить копию плана индивидуального развития терапевта и поставленных перед ним целей.
3.    Она должна описывать уровень терапевтических навыков в то время, когда идентифицирована проблема.
4.    Она должна описывать усилия по изменению ситуации
5.    Она должна описывать текущий уровень терапевтических навыков.
6.    В ней должна содержаться реакция терапевта на ситуацию (разделяет ли он взгляд супервизора).
7.    В ней должны быть выявлены области согласия и несогласия терапевта с данной оценкой.
8.    В прилагаемом списке должны быть указаны источники, используемые для оценки работы терапевта.
9.    Комментарии супервизора должны быть проиллюстрированы и подтверждены какими-либо примерами.
10.    Характеристика терапевта должна базироваться не на ярлыках, а на фактах поведения терапевта.
11.    Данную оценку лучше показать какому-либо супервизору и спросить его мнение об этом обзоре.

1.10. Самооценка терапевта. Возможности портфолио

         Портфолио — это собранные терапевтом сведения о своей работе. Они создают возможности и для самооценки терапевта, и для оценки его работы супервизором. Терапевт собирает материал для портфолио постоянно и по мере накопления материала и опыта изымает более ранние материалы и заменяет их более поздними. Портфолио может включать следующие материалы.
Видеозаписи. Терапевты супервизор могут сравнить более ранние и более поздние видеозаписи и сделать выводы о совершенствовании навыков и умений.
Оценка прогресса клиента. Видео- и аудиозаписи различных терапевтических сессий и фрагментов сессий с одним и тем же клиентом.
Клинические записи. Делаются по образцам письменных сообщений, используемым в данной организации. В портфолио постоянно добавляются новые образцы. Терапевтов инструктируют по поводу методов самооценки, супервизоры также работают с письменными сообщениями.

Образцы  вопросов   для   самооценки

Цели    Вопросы для оценки
Повысить самооценку и улучшить навыки работы    

1.    Опишите состояние ваших навыков по первоначальной видеозаписи.
2.    Какие специфические качества, улучшающие вашу работу, очевидны во второй записи?
3.    Как вы оценивали свой потенциал во время первой записи?
4.    Каким вы видите свой профессиональный потенциал и навыки сейчас, что вы думаете о своих профессиональных возможностях?
5.    Какие достоинства вашей работы вы можете отметить?

 

        Выявить и скорректировать ошибки в работе:    

1.    Используя первоначальную видеозапись, выявите и опишите общие ошибки, которые вы допустили на терапевтической сессии. Являются ли они проблемой из-за того, что встречаются постоянно?
2.    Опишите уровень осознания ваших ошибок в то время.
3.    Посмотрите вторую запись и опишите текущий уровень умений и ваши представления по поводу этих ошибок.
4.    Опишите стратегии, которые вы использовали, для того
чтобы преодолеть ваши ошибки.
Оценка и диагностика    1.    Обратитесь к первоначальной записи и оцените существующие достоинства и недостатки.
2.    Было ли это клиент-центрированным интервью?
Задавались ли вопросы, оценивающие взаимодействие клиента?
3.    Опишите уровень мотивации клиента и вашу роль в фасилитации мотивации.
4.    Были ли вопросы, относящиеся к типичным паттернам вашего поведения?
5.    В состоянии ли вы были следовать за клиентом и руководить им для получения новой информации?
6.    Какие вопросы по поводу постановки диагноза остаются у вас к более опытным коллегам?

1.11. Влияние супервизора на исход терапии

        Исход терапии — это результат лечения и интервенций (Висконсинский тренинговый проект по клинической супервизии). Исход терапии включает промежуточный исход (клиентское осознавание или согласие с составляющими терапии, удовлетворенность результатом, снижение уровня симптомов, улучшение функционирования в повседневной деятельности) и конечный исход (занятость, изменение семейного статуса, социальное и семейное функционирование, обретение легального статуса и т. д.).

         В функции супервизора входит отслеживание исхода терапии, если терапия проводится супервизируемым терапевтом в рамках учебной программы. Супервизор несет определенную ответственность перед клиентом, поэтому он должен подстраховать супервизируемого терапевта в точной оценке потребностей клиента (Getz, 1999). В связи с этим выделены факторы (приводится по Висконсинскому тренинговому проекту по клинической супервизии), оказывающие влияние на исход терапии, которые должны быть учтены. Такие индикаторы исхода должны быть валидны и надежны, а их влияние на исход должно рассматриваться как важная цель терапевтического лечения. Среди таких факторов-индикаторов, относящихся к клиенту, выделяют:

а)    клинические или функциональные:
—    диагноз;
—    уровень проблем или симптомов, связанных с диагнозом;
—    клиентские сообщения об изменениях состояния (например, абстиненции или отказ от употребления алкоголя);
—    биологические маркеры;
—    способность клиента справляться с повседневными делами;
—    лечение;
—    профессиональный статус;
—    продолжительность занятости;
—    жизненное устройство;
—    наличие правонарушений и т. п.

б)    перцептивные:
—    восприятие клиентом природы проблем;
—    уровень благополучия клиента;
—    его оптимизм по поводу разрешения проблем.

в)    оценочные:
—    вклад клиента в лечение;
—    согласие клиента с терапевтическими целями и процедурами;
—    удовлетворение полученным обслуживанием.

           Существуют также инструментальные факторы терапии: оценка случая, уровень возможной помощи, обеспечение соответствующим обслуживанием и т. п.
Модель лечебного процесса предполагает описание того, как терапия может оказать влияние на предполагаемый исход (Finney, 1998). С точки зрения этого автора, необходимо отмечать, как действует лечение и как клиент реагирует на это лечение. Именно эти два фактора будут лучшими предикторами (прогностическими факторами) возможного исхода.

Процесс измерения исхода начинается по трем основным ступеням:

1.    Определение метода лечения, целей и желательного результата.

2.    Идентификация текущих данных для сбора информации и размышление о том, какие данные должны быть включены и как они соответствуют по содержанию целям лечения:

—    социодемографические данные клиента;
—    клинические переменные (диагноз, симптомы, проблемы, коморбидность);
—    перцептивные варианты (описаны выше);
—    финансовый статус.

3.    Создание методологии для сбора данных, включая:

—    решение об инструментах и методах оценки (источники, стиль,форма);
—    идентификация характеристик качества;
—    создание пилотных тестов, отражающих процесс сбора данных, их полноту, аккуратность и валидность результатов;
—    ревизия пилотных процедур и установление постоянных процедур на основании анализа вышеописанных действий.

         Таким образом, супервизия в ее современном состоянии – это объемный и многоаспектный процесс, адресованный терапевту для его профессионального роста и развития. Этот процесс имеет общие составляющие, относящиеся ко всем терапевтических подходам, и специфические характеристики, зависящие от особенностей каждого направления психотерапии. Этим специфическим параметрам супервизии в гештальт-терапии и посвящена основная часть данной книги (главы 3-6).

Читайте далее:
Обучение психологов