Роль преподавателя (психолога) в производстве по делам несовершеннолетних
(Аджиев Н.Н.)
(“Русский арбитр”, 2008, N 8)
Информация о публикации
“Русский арбитр”, 2008, N 8
УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА (ПСИХОЛОГА) В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Н.Н. АДЖИЕВ
Неувязка роли преподавателя (психолога) в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в нашей стране с новейшей остротой появилась в современное время, потому что требования к судопроизводству в связи с реформированием повысились.
Изощренность и обилие методов совершения злодеяний ставят задачки исследования как криминогенных, так и психических параметров несовершеннолетних для сотворения цельного представления о личности правонарушителя и разработки превентивных мер психического порядка.
Познания в области подростковой психологии нужны при разоблачении несовершеннолетних, подозреваемых во ереси, самооговоре, либо даче ими правдивых показаний. Сотрудники органов внутренних дел, не имея специальной подготовки, сталкиваются в процессе расследования уголовных дел с определенными практическими неуввязками.
Бывалые следователи считают, что психологически трудно получить правдивые показания от участников устойчивой группы несовершеннолетних. Все участники таковой группы говорят, что грех совершали спонтанно, вроде бы всем “в голову пришла вдруг мысль”, которую оставалось только воплотить. Даже при даче правдивых показаний несовершеннолетний стремится уменьшить свою роль в совершенном злодеянии, упускает какие-то незначимые, на его взор, происшествия по делу.
Принципиальное значение имеет установление психического контакта с несовершеннолетними подозреваемыми при допросе. Экспертные опросы проявили, что почаще всего это касается подростков принципиальных, дерзких, неконтактных, в индивидуальности в возрасте 9 – 12 лет и 16 – 17 лет. Мотивы тут могут быть разными. К примеру, чувство ужаса и боязнь собственного фаворита в группе, самовнушение либо зависимость от наиболее мощного человека (вещественная, соц, психическая и т.д.). Детки и дети тоньше ощущают отношение к для себя взрослых людей, а тем наиболее в ситуации допроса.
Тем не наименее следователям и иным сотрудникам органов внутренних дел не постоянно удается отыскать соответствующий подход к ребенку.
Происходящие в стране конфигурации, в том числе и в правоохранительных органах, принуждают по-иному посмотреть на забугорный опыт раскрытия злодеяний и пересмотреть свое отношение к ним. В процессе расследования злодеяний, совершаемых несовершеннолетними, в практике правоохранительных органов забугорных государств нередко встречается внедрение особых психических способов активизации памяти несовершеннолетних.
Правовой основой использования психических способов активизации памяти (гипнорепродукционного опроса) в Рф является Закон N 144-ФЗ “О оперативно-розыскной деятельности”.
В согласовании со ст. 6 этого Закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся опросы, наводятся справки, употребляется помощь профессионалов, владеющих техническими либо другими особыми познаниями. Каких-то ограничений в отношении несовершеннолетних не существует применительно к действию данного Закона.
Несовершеннолетние очевидцы, потерпевшие, подозреваемые в силу неполного сформирования и потенциально просто травмируемой психики могут забывать криминалистически значимую информацию. В таковых вариантах возникает необходимость использования при проведении оперативно-розыскных мероприятий психических способов активизации памяти. А именно, гипнорепродукционного опроса и нейролингвистического программирования (НЛП) как варианта щадящего способа опроса по активизации памяти [3].
Гипнорепродукционный опрос (ГРО).
Он проводится с привлечением специалиста-гипнолога и заключается в использовании особых знаний для активизации репродукционных активов памяти опрашиваемого лица в целях получения криминалистически важной инфы.
Способ гипнорепродукции основан на одном из важных параметров центральной нервной системы закреплять временную последовательность протекающих в ней действий и сохранять способность к их проигрыванию в предстоящем.
В российскей и забугорной психофизиологии издавна отработана методика гипнорепродукционного опроса, подтверждена ее сохранность для физического и психологического здоровья.
Нейролингвистическое программирование (НЛП).
В базе НЛП лежит синтез почти всех областей познаний: теории систем и хаоса передней геометрии, психолингвистики, нейрофизиологии, кибернетики, научной психологии, техник индийских колдунов и африканских чернокнижников. НЛП представляет собой ясную эффективную модель людского внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП, можно обрисовать всякую людскую активность детализированным образом.
Это дозволяет создавать просто и стремительно глубочайшие устойчивые конфигурации данной для нас активности. Образы локализуются во внутреннем психическом пространстве личности и кодируются в определенной системе инфы – модальности: зрительной, слуховой, тактильной и пр.
Роль специалиста-психолога (преподавателя) в ряде всевозможных случаев является не только лишь диспозитивным, а даже властным условием. Допрос несовершеннолетнего имеет свою специфику, что позволило законодателю предназначить вышеназванному следственному действию специальную статью – ст. 425 УПК РФ, которая расположена в гл.
50 УПК РФ. В нареченной главе содержатся статьи, составляющие сущность особенного уголовно-процессуального производства – производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Нас интересует ч. 3 ст. 425 УПК РФ, в какой закреплено требование о неотклонимом участии преподавателя либо психолога при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Тут говорится, что “в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет или достигшего этого возраста, но страдающего психологическим расстройством либо отстающего в психологическом развитии, роль преподавателя либо психолога непременно”.
Есть разные представления, кто конкретно с уголовно-процессуальной точки зрения является преподавателем. Божьев пишет, что в качестве преподавателя для роли в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) быть может приглашен гражданин с педагогическим образованием (все равно – высшим либо средним), работающий по специальности в образовательном учреждении [1, с. 351].
Некие ученые говорят о способности роли в качестве такого также воспитателя дошкольного учебного заведения [2, с. 248]. Это приемлемо для преподавателя, участвующего в допросе не достигшего 7 лет очевидца (потерпевшего).
В.В. Кальницкий держится представления, что в качестве преподавателя может выступать лицо, не только лишь владеющее особым образованием, да и имеющее “долгий стаж трудовой деятельности в области детской педагогики” [4, с. 460].
Для роли в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) быть может приглашен не преподаватель, а психолог. Кого допустить до роли в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет или достигшего этого возраста, но страдающего психологическим расстройством и (либо) отстающего в психологическом развитии, – решает следователь (дознаватель и др.).
В Законе отсутствует запрет приглашать для роли в следственном действии в таком качестве психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Но все таки, как мне кажется, для обеспечения беспристрастности в следственном действии лучше пригласить стороннего спеца.
Особенным видом использования особых знаний психолога является создание психической экспертизы. Практика производства судебно-психологических экспертиз существует с начала 60-х годов прошедшего столетия. Предметом схожих экспертиз являются психические характеристики личности (психологические процессы, непатологические аномалии психики, менталитационные и возрастные индивидуальности человека, его миропонимание и т.п.). На разрешение эксперта-психолога быть может поставлен хоть какой вопросец, имеющий значение для правильного разрешения дела, на который в состоянии ответить современная психическая наука. В процессе судебно-психологической экспертизы определяется, способен ли данный ребенок вполне обдумывать нрав и значение совершенных им действий, также регулировать свою деятельность в процессе правонарушения.
Решая этот вопросец, эксперт-психолог может ответить на него положительно, негативно, а в неких вариантах может придти к выводу о том, что подэкспертный не полностью понимал и осознавал значение собственных действий либо, осознавая их смысл, не мог полностью управлять своими действиями в процессе совершаемого злодеяния.
Литература:
1. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности “Юриспруденция” / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп.
М.: Спарк, 2002.
2. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Русской Федерации (постатейный). М.: Кнорус, 2007.
3. Дымов Г.А. Психические способы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними // Русский следователь. 2003. N 5.
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Русской Федерации (под ред. В.И. Радченко, В.Т.
Томина, М.П. Полякова) включен в информационный банк согласно публикации – Юрайт-Издат, 2006 (издание 2-ое, переработанное и дополненное).
4. Кальницкий В.В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Русской Федерации / Отв. ред. В.И.
Радченко; науч. ред. В.Т. Томин, М.П.
Поляков. М.: Юрайт-Издат, 2004.