Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

(Лифанова М.В.)

(“Эксперт-криминалист”, 2011, N 3)

Информация о публикации

Лифанова М.В. Роль преподавателя и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. 2011.

N 3. С. 18 – 19.

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО

М.В. ЛИФАНОВА


<*> Lifanova M.V. Participation of teacher and psychologist in interrogation of minor.

Лифанова М.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Института права БашГУ.

Проанализированы вопросцы теории и практики роли преподавателя и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, рассмотрены его процессуальный статус и функции.

Главные слова: преступность несовершеннолетних, стратегия допроса, подозреваемый, обвиняемый, педагог-психолог.

Theoretical and practical issues of a teacher-psychologist participation during the interrogation of a suspected or accused in the paper. His procedural status and functions are viewed.

Key words: juvenile delinquency, interrogation tactics, accused, teacher-psychologist.

Расследование уголовных дел о грехах несовершеннолетних нереально без использования особых познаний в области детской, подростковой и юношеской психологии и педагогики. Несовершеннолетние, совершившие грех, различаются от взрослых по главным умственным и волевым чертам. Ум несовершеннолетних определяется отсутствием актуального опыта, суженным кругозором, дефицитностью теоретических познаний и практических способностей. Для лиц, совершивших грех в возрасте от 14 до 17 лет, свойственны тревожность, злость, маленький уровень самоконтроля, зависимость от группы, высочайший уровень напряженности, черствость по отношению к окружающим, экспрессивность поведения, склонность к риску, подозрительность и завистливость.

Представляется, что в силу возраста несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, склонны к чувственному восприятию мира вокруг нас, тогда как логический анализ сложившейся ситуации может осуществляться ими не полностью.

В целях удачного решения проф задач следователь должен выявить, проанализировать и применять личностные индивидуальности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Так, с учетом черт личности можно предсказывать отношение подозреваемого, обвиняемого к совершенному злодеянию и вероятному уголовному наказанию. Как следует, можно представить, какую защитную стратегию выберет несовершеннолетний и вовремя спланировать приемы, методы и способы преодоления противодействия расследованию. С иной стороны, диагностика личности несовершеннолетнего допрашиваемого дозволяет найти надлежащие ей тактические приемы, другими словами такие методы действия на личность несовершеннолетнего, которые будут эффективны в данном личном случае. Часто на базе познаний о личности несовершеннолетнего правонарушителя можно сделать догадки о мотивах, целях, причинах и критериях совершенного злодеяния.

Другими словами, познание личных особенностей подозреваемого, обвиняемого быть может положено в базу выдвижения версий о совершенном злодеянии. И в конце концов, познание личных черт лежит в базе установления и поддержания психического контакта с допрашиваемым.

Конкретно потому роль в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет или достигшего этого возраста, но страдающего психологическим расстройством либо отстающего в психологическом развитии, преподавателя либо психолога непременно.

В процессуальной и криминалистической науке не существует единой точки зрения по вопросцу о процессуальном статусе преподавателя либо психолога.

Отдельные создатели считают, что и преподаватель, и психолог делают процессуальную функцию спеца, так как владеют особыми познаниями в области возрастной психологии и педагогики и способствуют в производстве следственных действий <1>. Так, Е.В. Стрельцова отмечает, что не возникает колебаний, что преподаватель и психолог являются носителями особых познаний, и они привлекаются к допросу в качестве профессионалов <2>. Поддерживая эту точку зрения, С.В.

Матвеев считает, что преподаватель – это спец, а не какой-нибудь другой участник процесса, так как перед началом допроса ему разъясняются конкретно права и обязанности, предусмотренные ст. 58 УПК РФ <3>. О.Ю.

Скичко дает произвести подмену в УПК РФ термина “преподаватель” на термин “спец в области возрастной либо педагогической психологии” и закрепить его роль, как непременное, так и факультативное, во всех следственных действиях с ролью несовершеннолетних <4>.


<1> См.: Власенко В.Г. Взаимодействие следователя и профессионалов при расследовании злодеяний // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Сб. науч. статей / Под ред. В.В. Козлова. Саратов, 1998.

С. 58; Ложкин С.Б. Процессуальный порядок досудебного производства по уголовным делам о насильных действиях сексапильного нрава с ролью несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2004.

С. 8; Харчиков А.В. Задачи исследования и оценки показаний несовершеннолетних на подготовительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1996.

С. 11.

<2> См.: Стрельцова Е.В. Тактические и психические базы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

С. 19 – 20.

<3> См.: Матвеев С.В. Получение инфы от несовершеннолетних, ее оценка и внедрение в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 7.

<4> См.: Скичко О.Ю. Тактико-психологические базы допроса несовершеннолетних очевидцев и потерпевших на подготовительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2006.

С. 33 – 35.

Иная группа создателей держится прямо обратной точки зрения, полагая, что преподаватель либо психолог являются самостоятельными участниками уголовного процесса, наряду со спецом в области подростковой и юношеской психологии. Так, по воззрению И.А. Макаренко, участвующего в допросе преподавателя, знающего несовершеннолетнего и пользующегося у него авторитетом, следует признать самостоятельной процессуальной фигурой, так как он, будучи заинтересован в финале расследуемого дела, “не вписывается” в статус спеца <5>.


<5> См.: Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Автореф. дис. … доктора юрид. наук. Саратов, 2006. С. 9.

Вправду, и преподаватель, и психолог являются носителями особых познаний – они владеют заниями в области педагогики, детской и юношеской психологии. Но, по нашему воззрению, их процессуальный статус отличен от процессуального статуса спеца.

В согласовании со ст. 58 УПК РФ, спец – это лицо, владеющее особыми познаниями, привлекаемое к роли в процессуальных действиях для решения строго определенных задач. Спец способствует следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, оказывает помощь в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, консультирует следователя для постановки вопросцев профессионалу, объясняет сторонам и суду вопросцы, входящие в его профессиональную компетенцию.

Представляется, что преподаватель либо психолог, участвуя в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не способствуют следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов и не оказывают ему помощи в применении технических средств, хотя другие упомянутые функции спеца могут ими производиться. Так, преподаватель либо психолог могут консультировать следователя, помогая ему сконструировать вопросцы профессионалу, если, например, назначается психическая либо психолого-психиатрическая экспертиза в отношении определенного несовершеннолетнего. Также преподаватель либо психолог способны ответить на вопросцы следователя и суда, связанные с педагогикой либо возрастной юношеской психологией.

Но их функции не ограничиваются изложенным. Обычно, преподаватель либо психолог приглашаются для решения совершенно других задач.

По нашему воззрению, преподаватель либо психолог в рамках допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого делают две функции: оказывают содействие следователю и защищают легитимные права и интересы несовершеннолетнего. В рамках функции оказания помощи уголовному судопроизводству главными задачками преподавателя либо психолога, как нам представляется, являются последующие.

  1. Преподаватель либо психолог оказывают следователю помощь в установлении психического контакта с несовершеннолетним. Это в особенности принципиально, если ребенок замкнут, замкнут, недоверчив, с трудом налаживает дела с окружающими.
  2. Преподаватель либо психолог способны оказать следователю бесценную помощь в исследовании личности ребенка, выявлении личных особенностей, специфичности формирования личности, что быть может применено при определении стратегии следственных действий.
  3. Принципиальной функцией преподавателя либо психолога является помощь следователю при формулировке вопросцев к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Конкретно преподаватель либо психолог с учетом возраста, степени развития, внушаемости и иных критериев способен верно найти содержание и структуру вопросцев, также их последовательность.
  4. Преподаватель либо психолог оказывают следователю помощь в закреплении доказательств, а именно, контролируют корректность изложения показаний в протоколе допроса. Преподаватель либо психолог должны проследить, чтоб в протоколе с внедрением тех же самых слов и выражений были изложены все происшествия, о которых допрашивался ребенок. В данной для нас связи преподаватель либо психолог вправе по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и созодать письменные замечания о корректности и полноте изготовленных в нем записей (ст.

425 УПК РФ).

  1. Преподаватель либо психолог могут посодействовать следователю при оценке результатов допроса.

В рамках функции по защите легитимных прав и интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого преподаватель либо психолог содействуют огораживанию несовершеннолетнего от ненужного действия со стороны следователя (неправильный тон, необмысленная формулировка вопросцев и пр.). Целью при всем этом является охрана психологического здоровья несовершеннолетнего от травмирующего действия необыкновенной для него ситуации <6>. Соответственно, преподаватель либо психолог делают в определенном смысле “правозащитную функцию” <7>.

В данном случае, как мы лицезреем, преподаватель и психолог делают функции, не упомянутые в ст. 58 УПК РФ, другими словами не характерные спецу. Как следует, невзирая на общий признак – наличие особых познаний как у спеца, так и у преподавателя либо психолога, крайние в процессуальном смысле спецами не являются.


<6> См.: Курмаева Н.А. Внедрение особых психических познаний в уголовном судопроизводстве по делам с ролью несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2010.

С. 21.

<7> См.: Каневский Л.Л. Криминалистические препядствия расследования и профилактики злодеяний несовершеннолетних. Красноярск, 1991.

С. 139; Шейфер С.А. Следственные деяния. М., 1981.

С. 75, 86.

Различие проявляется также в круге процессуальных прав, предоставленных спецу, преподавателю либо психологу. Анализ ст. ст. 58, 425 УПК РФ дозволяет придти к выводу, что процессуальные права преподавателя либо психолога несколько уже, чем права спеца. А именно, в ст. 425 УПК РФ не упоминается право преподавателя либо психолога приносить жалобы на деяния (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда.

Не считая того, не предусмотрен отвод преподавателя либо психолога, тогда как отвод спеца вероятен (ст. ст. 70, 71 УПК РФ).

И в конце концов, необходимо подчеркнуть, что преподаватель либо психолог – это процессуальная фигура, участвующая в процессе только 1-го следственного деяния – допроса. При всем этом круг следственных действий, в каких может участвовать спец, не ограничен. Представляется, но, что роль преподавателя либо психолога в других следственных действиях было бы очень оптимальным и разумным.

Сначала роль преподавателя либо психолога было бы оправданным в рамках очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания, так как обозначенные следственные деяния в процессуальном и тактическом смыслах являются наиболее сложными, нежели допрос.

Загрузка ...
Обучение психологов
Обучение психологов