Владислав Сурков перед свадебным банкетом Константина Богомолова и Ксюши Собчак, сентябрь 2019 Фото Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Владислав Сурков так и не стал Карлом Марксом и Мишей Сусловым путинизма. Может быть, поэтому, что и путинизма-то никакого нету, считает политический обозреватель Андрей Колесников
Владислава Суркова считали бесом российской политики, но для беса он был очень утилитарен. Непонятная широкая суть, скрывающаяся за вывеской «власть», часто прагматическим образом употребляла его на темных работах. Владислав Сурков — слуга 3-х президентов, постоянно следовавший за генеральной линией. Вообщем, быстрее напротив: он постоянно несколько обострял ее, а линия следовала за ним.
Обострение полосы, вроде такого же сотворения в алхимической пробирке прокремлевских молодежных движений, наиболее прокремлевских, чем сам Кремль, время от времени переставало быть необходимым. Требовались остальные инструменты, остальные способы, другие кураторы, с другими способностями.
В конце пути Суркова бросили на самую черную, хотя и неописуемо важную для Кремля работу: в широком смысле — непризнанные и зависимые от Рф недогосударства, в узеньком смысле — восток Украины. И здесь, кажется, непризнанный бес, у которого в кабинете висел (либо стоял) портрет кумира хип-хопа Тупака Шакура, вдруг по-настоящему увлекся работой.
Его впитала романтика войны и обаяли люди войны. Ряженые, со необычными, или собачьими, или бандитскими кличками, беспощадные, с кашей в голове. Он, как Захар Прилепин, ощутил в их что-то истинное, настолько не схожее на скольжение в лакированных ботиночках по кремлевским паркетам. К убитому фавориту ДНР Александру Захарченко Владислав Сурков обратился на похоронах «Брат».
Прикипел он к сиим людям так, что это сделалось мешать проведению политики, которая все-же временами изменяется. И, может быть, в первый раз Сурков не стал колебаться вкупе с генеральной линией. Во всяком случае это следует из сообщений тех, кто объявил о его отставке в связи с типо конфигурацией политики в отношении Украины. И в том контексте, что сейчас в администрации президента возник иной куратор политики в отношении в том числе непризнанных республик — Дмитрий Козак.
Указа по Суркову, вообщем, пока не было. Ну и совершенно, даже если он уйдет, то полностью может, помедитировав либо поохотившись на львов по следам другого рокового кремлевского мужчины, — Сергея Ястржембского, — возвратиться за родные зубцы. Он, как подводная лодка, постоянно всплывает в нежданное время в нежданных местах, идиентично уютно чувствуя себя и в тени Путина и в свете софитов рядом с Медведевым.
И тем не наименее, есть чувство конца его «эры». Не в том смысле, что принципы и цели, на которые он работал, пропали из повестки Кремля, — совсем нет, — а в том, что на данный момент и без него управляются. Вставить в речь Путина излишний раз слово «суверенитет» может и обычная референтша, равно как и добавить еще более суверенитета в Конституцию полностью способен обычный сенатор Клишас. Про «суверенную демократию», идеократическое детище Суркова, уже все запамятовали. Курировать подотделы администрации президента, до сего времени высокопарно называемые «партиями» и «фракциями», опосля общенародного посткрымского единства может обычный бюрократ без демонических параметров.
Пришлось курировать не «Новороссию», как как будто вышедшую из фэнтэзи магическую страну орков ОРДЛО. Он строил авторитарную утопию, а вышло, что работал в жанре фэнтэзи.
А он желал быть не только лишь писателем со своими приписываемыми ему «Околоноля» и «Машиной и Величавом», да и идеологом. Его и считали идеологом, ассоциировали с сероватым кардиналом научного коммунизма Мишей Андреевичем Сусловым, но конкретно в данной для нас сфере он и провалился поглубже всего.
Частично из-за того, что его конструкции выглядели искусственно. Не только лишь «суверенная демократия» не зажгла широкие массы и узенькие кланы, но даже «Новороссия» не была понята. Никем. Хотя, может быть, территориально-историческая идеологема заиграла бы, появись у путинской Рф новейшие земляные приобретения. А они не возникли. Пришлось курировать не «Новороссию», как как будто вышедшую из фэнтэзи магическую страну орков ОРДЛО. Чудище ОРДЛО, озорно, стозевно и лая… Он строил авторитарную утопию, а вышло, что работал в жанре фэнтэзи. Если не фантастики.
Не сыграла и не зазвенела и крайняя идеологема — «длительное правительство» Путина, тысячелетнее его королевство. Даже невзирая на то, что работодатель Суркова в принципе и движется под гул колоколов в это самое королевство на позицию главы Госсовета. Но веселее именовать этот политический аппендикс недолгой и неловкой «госсоветской властью», чем «долгим государством». На месте «долгого страны» вырос степной азиатский «елбасы».
Пробовал Сурков и прощупать кремлевское мелководье попыткой светиться вынудить поновой величавое слово «путинизм». Но придать положительный смысл рожденному без присмотра нехорошему понятию не удалось. Никто совершенно не сообразил, что это было. И даже пресс-секретарь главы страны, обычно петляя в дебрях расходящихся тропок собственных круглых выражений для медиа, идею в целом не очень одобрил.
Сурков не стал Карлом Марксом и Мишей Сусловым путинизма. Может быть, поэтому что все мысли, высказанные в статье «Длительное правительство Путина», уже издавна сформулированы персонажами сильнее, вроде классика ультраконсервативной мысли Карла Шмитта. Ну и путинизма-то, сказать по чести, никакого и нету, ибо нет ничего банальнее в новой истории, чем персоналистская автократия.
Сурков до известной степени воплощал внутри себя притягательность власти, ее «убийственный магнит». Вечно в темных пиджаках и темных галстуках, с сигаретой, — редчайшая птица в истеблишменте, — с неясностями в биографии, но не из-за работы в органах, а в связи с периодами неформального, чуток ли не андерграундного существования. Некий весь как коршун — прямо с герба евро княжества. Проза его (либо не его) — профессиональная, но эпигонская, из младших братьев Виктора Пелевина, — для вкусивших вкус смотрелась занимательной и четкой публицисткой, а для восторженных девиц — верхушкой литературы. Но фактически в литературу не вошла, оставшись пародией на литературу. Как и его «идеология» осталась пародией на идеологию.
А сам он — карикатурой на беса. Недопереваренный Карл Шмитт, скользящий по паркетам на уровне «околоноля». Черный лорд на побегушках у генеральной полосы. Некто из Эрнста Гофмана — «действительный потаенный обер-костюмер князя». В настоящей жизни — действительный муниципальный советник 1-го класса.
Вот этого у него не отнимешь — вправду советник. И вправду первого класса.
редакция советует
Новенькая вывеска. Для чего Сурков поведал о путинизме
Владислав Сурков вошел в перечень глобальных мыслителей Foreign Policy
«Путин послан судьбой и Господом»: так давал информацию Владислав Сурков
«Суверенная демократия», «путинизм», «глубинный люд» и остальные обороты, которые возникли в нашем языке благодаря ассистенту президента Владиславу Суркову
1 из 8
Владислав Сурков и его жена Наталья Дубовицкая в Большенном театре, декабрь 2018. Фото Валерий Шарифулин/ТАСС
2 из 8
Владислав Сурков перед свадебным банкетом Константина Богомолова и Ксюши Собчак, сентябрь 2019. Фото Вячеслав Прокофьев/ТАСС
3 из 8
Владислав Сурков, Никита Михалков и Андрей Колесников на «Пионерских чтениях», сентябрь 2009. Фото Анна Салынская/ИТАР-ТАСС
4 из 8
Владислав Сурков в Кремле, март 2016. Фото Миша Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
5 из 8
Владислав Сурков в Сочи, май 2017. Миша Метцель/ТАСС
6 из 8
Митинг оппозиции «За добросовестные выборы» на Болотной площади, декабрь 2011. Валерий Шарифулин / ТАСС
7 из 8
Сергей Савостьянов / ТАСС
8 из 8
Валерий Шарифулин / ТАСС
«Суверенная демократия»
Как возник оборот. В процессе нескольких выступлений Суркова в 2006 году.
Значение. Считается, что 1-ое выступление Суркова на тему демократии состоялось перед активом «Единой Рф» в феврале 2006 года. В стенограмме этого выступления, которая на данный момент доступна лишь на Web.archive.org, Сурков гласит, что перевоплощение Рф в «суверенную демократию» будет означать «доступ к рычагам воздействия на мировую политику» и формированию «справедливого миропорядка»: «Наша родина, на мой взор, станет суверенной демократией. Другими словами выйдет на путь устойчивого развития. Будет экономически процветающей, политически размеренной, высококультурной. Будет иметь доступ к рычагам воздействия на мировую политику. Будет вольной цивилизацией, вместе с иными вольными цивилизациями формирующей справедливый миропорядок».
Вообщем, настоящая общественная дискуссия вокруг термина началась позже — опосля выступления Суркова на брифинге в Москве 28 июня 2006 года. Тут тогдашний замруководителя администрации президента давал информацию о суверенной демократии в Рф как о свершившемся факте. «Наша русская модель демократии именуется «суверенной демократией», — заявил Сурков. «Мы строим открытое общество, не запамятывая о том, что мы свободны… Мы желаем быть открытой цивилизацией посреди остальных открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться снаружи», — произнес он. Суверенную демократию он противопоставил «управляемой демократии» (это, по словам Суркова, «навязываемая некими центрами глобального воздействия всем народам без разбора — силой и лукавством — шаблонная модель неэффективных и, как следует, управляемых снаружи экономических и политических режимов»).
В рамках дискуссии о суверенной демократии Сурков опубликовал в журнальчике «Эксперт» программную статью под заголовком «Национализация грядущего». В ней он утверждал, что «национализация грядущего» добивалась от Рф последующих шагов: «испытать на для себя и направить в свою пользу мощь глобализации; достигнуть вытеснения засоряющих перспективу теневых институтов коррупции, преступного произвола, рынка суррогатов и контрафакта; устоять перед обскурантистскими приступами изоляционизма и олигархии». «Сделать новое общество, новейшую экономику, новейшую армию, новейшую веру. Обосновать, что о свободе и справедливости можно и обязано мыслить и гласить по-русски», — ставил кремлевский бюрократ цели на наиблежайшие годы.
Реакция. В полемику с Сурковым вступал даже тогдашний 1-ый заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев. Он в интервью журнальчику «Эксперт» именовал термин Суркова «далековато не безупречным» и отметил, что если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, что наводит на идея, как будто «идет речь о некий другой, нестандартной демократии».
Спорным термин именовал и президент Владимир Путин. При всем этом он признал, что «определенная логика у тех, кто утверждает, что таковой термин вероятен и его можно взять на вооружение, тоже есть». «Если совершенно откровенно гласить, не так много сейчас в мире государств, которые имеют наслаждение и счастье заявить, что они являются суверенными, их можно по пальцам перечесть. Это Китай, Индия, Наша родина и еще несколько государств», — давал информацию Путин в беседе с участниками Валдайского клуба в 2007 году.
Оборот «суверенная демократия» интенсивно употребляется до сего времени в публикациях о русской политической системе.
Последующий слайд
«Путинизм»
Как возник оборот. Комментарий для веб-сайта «Животрепещущие комменты» в октябре 2019 года.
Значение: Сурков комментировал запущенную веб-сайтом рубрику «Путинизм», посвященную анализу «разных качеств курса Путина»: «Изучить путинизм как действующую идеологию обыденности со всеми его соц нововведениями и продуктивными противоречиями — чрезвычайно полезное начинание. Поэтому что путинизм представляет собой глобальный политический лайфхак, отлично работающий способ властвования. А осознать, «как они делают это», постоянно любопытно, если изготовленное завлекает и впечатляет».
Ассистент президента выражал огорчение тем, что для начала рубрики выбраны тексты забугорного происхождения, из что делал вывод о западном происхождении понятия. «Путинизм, как это ни феноминально, приходит к нам с запада. В отраженном, а означает, частично искаженном свете. Но он наш. И без него никак», — заявлял Сурков.
В обзоре западных СМИ, с которой «Животрепещущие комменты« открывали рубрику, цитировалось сходу несколько больших изданий. А именно, приводилась цитата журналистки Сьюзан Глассер, которая в журнальчике Foreign Affairs ассоциировала власть Путина с королевской и писала, что он «стилизировал себя под царя не меньше, чем генерального секретаря Русского Союза». А Арег Галстян в The Thinker утверждал, что «Путин избавляет весь бюрократический комплекс и впрямую разговаривает с народом». «В современной Рф, где население поддерживает эволюционный курс путинизма, суровых предпосылок для революции быть не может», — говорилось в приведенной «Животрепещущими комментами» цитате.
Реакция. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что заглавие «путинизм» ему «не совершенно импонирует». Он также признавался, что «не понимает, что такое политический лайфхак», а поэтому «не может судить». При всем этом Песков отмечал роль Путина в разрушении монополярности мира и развитии «мыслях суверенности».
Политолог Глеб Павловский в ответ на статью Суркова давал информацию о «важной черте путинизма» — «замене страны и его институтов — закона, суда и парламента — отдельными держателями императивных возможностей».
Последующий слайд
«Околоноля»
Как возник оборот. Публикация в журнальчике «Российский пионер»
Значение: В 2009 году «Российский пионер» особым приложением выпустил роман «Околоноля» за авторством Натана Дубовицкого. Основной редактор Андрей Колесников уточнял, что книжка написана одним из узнаваемых колумнистов издания, взявшим псевдоним. «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что идет речь конкретно о Суркове и направляли внимание на сходство псевдонима с именованием его супруги Натальи Дубовицкой.
Одной из главных тем книжки стала коррупция, а основной герой рассуждал о правительстве и заявлял, что «несправедливость, насилие и косность» — «свойства совершенно жизни, а не одной лишь власти». Сам Сурков написал на роман рецензию «Коррумпированный Шекспир» и обвинил создателя в том, что тому «нечего сказать».
Опосля выхода романа слово «околоноля» сделалось употребляться для свойства ситуации отсутствия роста.
Последующий слайд
«Длительное правительство Путина» и «глубинный люд»
Как возникли обороты. Статья в «Независящей газете».
Значение: Написанную в феврале 2019 года статью «Длительное правительство Путина» Сурков предназначил тому, что «тут совершенно происходит». В ней он утверждал, что «большая политическая машинка Путина лишь набирает обороты» и остается «государством Путина» еще много лет, как было ранее с государством Ивана Третьего (Королевство Столичное и всей Руси, XV–XVII века); государством Петра Величавого (Русская империя, XVIII–XIX века) и государством Владимира Ленина (Русский Альянс, ХХ век). Сурков также направил внимание на «растиражированное южноамериканскими медиа» понятие deep state — «глубинное правительство». По словам Суркова, термин значит сокрытую за демократическими институтами «твердую компанию настоящей власти силовых структур». Америкосы «нашли у себя малоприятное «глубинное правительство» и «не в особенности опешили», писал Сурков. В Рф же такового явления нет, зато есть «глубинный люд». «Глубинный люд постоянно для себя на уме, недостижимый для социологических опросов, агитации, угроз и остальных методов прямого исследования и действия <…> Умение слышать и осознавать люд, созидать его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно — неповторимое и основное достоинство страны Путина», — утверждал политик.
Последующий слайд
«По политическим взорам я российский»
Как возникла фраза. Интервью газете «Ведомости» в октябре 2012 года.
Значение: Данной нам фразой Сурков дал ответ на вопросец о собственной политической самоидентификации. Вопросец был вызван тем, что еще ранее он отказался «приписывать» себя к либералам либо к консерваторам. Объясняя эту позицию «Ведомостям», Сурков произнес, что считает необходимым использовать те подходы, которые «наиболее полезны сейчас времени».
«Когда война, не нужно быть либералом. Когда ситуация размеренная и дозволяет расслабиться и жить в свое наслаждение, не нужно быть ультраконсерватором. А вот свобода и достоинство российского человека, развитие российской культуры, сохранение органического союза российских со всеми народами Рф должны быть целью и войны, и мира, — произнес он. — Быть русским в всех обстоятельствах — это чрезвычайно принципиальная политическая программка».
Последующий слайд
«Наилучшая часть нашего общества»
Как появилась фраза. Интервью «Известиям» в декабре 2011 года.
Значение. В интервью «Известиям» Сурков заявил о «абсолютной действительности и естественности протеста» против фальсификации выборов в Госдуму на Болотной площади. «Наилучшая часть нашего общества, либо, точнее, более продуктивная его часть просит почтения к для себя», — давал информацию он газете.
В том же интервью Сурков отмечал «доброжелательную реакцию власти» на требования протестующих. Он указывал, что были предложены прямые выборы губернаторов и «фактически вольная регистрация партий». При всем этом он выражал и свои опаски: «Быть может и так: соберется на последующий митинг гораздо меньше народа, поутихнет мало шум в Сети, и кому-то покажется, что ничего созодать не нужно, что напрасно волновались».
В том числе с этими его заявлениями и необходимостью разгромить «партию» символизирующего модернизаторский курс Дмитрия Медведева собеседники «Ведомостей» связывали отставку Суркова с поста зампреда правительства в 2013 году.
Последующий слайд
«Кризис лицемерия»
Как появилась фраза. Статья на rt.com
Значение: О «упадке лицемерия» Сурков написал в ноябре 2017 года, рассуждая о президентских выборах в США. Он заявил, что итоги голосования стали «не полностью пока удачной попыткой «величавого общества» очиститься от лицемерия». Политик также утверждал, что «люди массово и всё почаще делают странноватый выбор»: «Остраннение политического ландшафта наблюдается всюду на Западе. Недоверие ко всему обыденному наращивается. Обычное воспринимается как фальшивое, ненастоящее. Непривычное обнадёживает. Обычный человек теряет популярность, фрик обретает её».
Последующий слайд
«Путин послан судьбой и Господом»
Как появилась фраза. Интервью чеченскому телевидению в 2011 году и интервью журналисту Андрею Колесникову для «Российского Пионера» опосля увольнения из правительства в 2013 году.
Значение. «Да, Бог. Да, призвал. Выручать Россию от агрессивного поглощения. Белоснежный рыцарь — и чрезвычайно впору. В крайний, можно сказать, час», — заявлял он.
В интервью чеченскому телевидению Сурков давал информацию и о божественном избрании первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова. «Если Бог обусловил народу жить еще некое количество веков, то в тяжелый час он ему отправляет тех, кто выводит люд из тупика <…> Мне кажется Ахмат Хаджи был таковым человеком <…> Я считаю, если честно, и Путина человеком, который был послан судьбой и Господом Рф», — разъяснял он свою позицию.
Последующий слайд
Источник