Тактические и процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии

Тактические и процессуальные индивидуальности роли специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и очевидцев на подготовительном следствии

(Курмаева Н.А.)

(“Вопросцы ювенальной юстиции”, 2011, N 1)

Информация о публикации

Курмаева Н.А. Тактические и процессуальные индивидуальности роли специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и очевидцев на подготовительном следствии // Вопросцы ювенальной юстиции. 2011.

 

ТАКТИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ

СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ

Н.А. КУРМАЕВА

 

Курмаева Н.А., старший педагог кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института.

 

Порядок производства допроса несовершеннолетних потерпевших и очевидцев регулируется ст. 191 УПК РФ, в согласовании с которой допрос потерпевшего либо очевидца в возрасте до 14-ти лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и очевидца в возрасте от 14-ти до 18-ти лет проводятся с ролью преподавателя.

В отличие от ст. 425 УПК РФ ст. 191 УПК РФ не содержит положения о участии психолога.

Для обеспечения правильного действия на формирующуюся личность деток и подростков роль психолога, альтернативно преподавателю, обязано иметь пространство не только лишь в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, да и молодых и несовершеннолетних потерпевших и очевидцев.

Несовершеннолетний потерпевший либо очевидец, так же как и несовершеннолетний подозреваемый либо обвиняемый, нуждается в помощи специалиста-психолога, так как допрос может травмировать психику малыша, ставшего жертвой либо свидетелем злодеяния. О этом свидетельствует последующий пример из судебной практики. Так, в материалах уголовного дела, возбужденного по факту совершения злодеяния, предусмотренного п. “г” ч. 2 ст.

161 УК РФ в отношении несовершеннолетней потерпевшей М., имеющей диагноз “Последствия органического поражения мозга с эмоционально-волевыми нарушениями”, содержится ксерокопия из амбулаторной карты, которая свидетельствует о ухудшении здоровья М. в связи с перенесенной ей нервно-травмирующей ситуацией опосля совершения в отношении ее злодеяния, также опосля допросов следователем, где она испытывает нервно-эмоциональные перегрузки, которые ей противопоказаны по состоянию здоровья <1>.


<1> См.: уголовное дело N 1-75/08 // Архив Пролетарского районного суда г. Саранска. 2008.

 

Беря во внимание психические индивидуальности молодых и несовершеннолетних потерпевших и очевидцев, их допрос нужно проводить с неотклонимым ролью психолога. Детки часто искажают происшествия произошедшего в связи с недостающим развитием восприятия, чертами памяти, ограниченным словарным припасом. Они путают форму, размеры предметов, наименования цветов, некорректно именуют время и пространство действия.

При описании обстановки акцентируют внимание на несущественных деталях, в большей степени ярчайших, симпатичных для их. В связи с сиим существенную помощь следователю в организации и проведении допроса может оказать психолог.

Психолог также может найти способность несовершеннолетнего потерпевшего и очевидца верно ориентироваться во времени, отдать оценку его психологическому состоянию в момент восприятия криминального действия, дать подсказку стратегию проведения допроса, сгладить вероятное состояние скованности, настороженности, недоверия допрашиваемого, преодолеть стыдливость и стеснение несовершеннолетней, потерпевшей от полового посягательства.

Потому предлагается расширить круг лиц, в допросе которых может быть, а в неких вариантах непременно роль психолога, включив в него молодых и несовершеннолетних потерпевших и очевидцев.

С учетом изложенного предлагаем ч. 1 ст. 191 УПК РФ выложить в последующей редакции: “Допрос потерпевшего либо очевидца в возрасте до 14-ти лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и очевидца в возрасте от 14-ти до 18-ти лет проводятся с ролью психолога либо преподавателя. В допросе несовершеннолетних потерпевших и очевидцев, находящихся в особенных чувственных состояниях либо имеющих психологические или физические недочеты, непременно роль психолога”.

Следует направить внимание на то, что уголовно-процессуальный закон не устанавливает возраста, начиная с которого несовершеннолетних можно допрашивать в качестве потерпевших и очевидцев, что порождает разные суждения о этом почти всех создателей.

В.Г. Власенко считает, что “с учетом акселерации наименьшим возрастом для несовершеннолетних, когда они могут быть допрошены, является 1 год 7 месяцев. Этот возраст характерен тем, что наступает окончание переходного периода в становлении речи, ребенок завладевает значениями слов” <2>. М.М.

Мамайчук утверждает: “Самый ранешний возраст деток, участвующих в судебно-следственных действиях, 2 года” <3>. По воззрению Е.И. Цымбала, “важные для дела показания могут быть получены у здоровых деток старше 3 лет и деток с дебильностью средней тяжести старше 5 – 6 лет.

Но для этого нужно создание особых критерий при проведении допроса и вербование психологов, имеющих нужную подготовку” <4>. Е.В. Кушпель также считает: “При правильной организации и проведении следственных действий с ролью молодых от их можно получить полностью надежную информацию, обеспечивающую фуррор расследования. В ряде всевозможных случаев даже малыши 3 – 4 лет дают довольно верные, детализированные показания, уверенно опознают” <5>.

По утверждению Н.И. Порубова, несовершеннолетний быть может допрошен в качестве очевидца либо потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является интеллектуально отсталым <6>.


<2> Власенко В.Г. Психические индивидуальности допроса несовершеннолетних очевидцев и потерпевших // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Вопросцы техники, стратегии и методики расследования.

Саратов, 1982. Вып. 4. С. 61.

<3> Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учеб. пособие. СПб., 2002.

С. 136.

<4> Цымбал Е.И. Трудности правового регулирования использования психических знаний при проведении следственных действий с ролью несовершеннолетних // Психолого-криминалистические препядствия раскрытия злодеяний. Тезисы научно-практической конференции. М., 2002.

С. 26.

<5> Кушпель Е.В. Расследование злодеяний против семьи и несовершеннолетних: Учеб. пособие. Волгоград, 2001.

С. 77.

<6> См.: Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина, Г.Г. Зуйкова. М., 1968.

С. 413.

 

На наш взор, более верным является суждение А.А. Закатова о том, что несовершеннолетнего дошкольного возраста следует допрашивать в качестве очевидца либо потерпевшего, “если уровень его интеллектуального развития, по воззрению специалиста-психолога, дозволяет воспринять, уяснить и сказать следователю либо суду определенные фактические данные, нужные для расследования” <7>.


<7> Закатов А.А. Психические индивидуальности стратегии производства следственных действий с ролью несовершеннолетних: Учеб. пособие. Волгоград, 1979. С. 6.

 

Законодателем не решен вопросец о том, кто быть может приглашен в качестве психолога либо преподавателя. Применительно к роли психолога в допросе несовершеннолетнего нужно, чтоб соответственное лицо владело особыми познаниями и проф практическими способностями работы с той возрастной группой, к которой принадлежит допрашиваемый.

При допросе на психическом уровне здоровых несовершеннолетних это быть может спец в области педагогической либо возрастной психологии. Если же допрашиваемый обнаруживает признаки отставания в психологическом развитии либо мучается сенсорными недочетами, в качестве спеца следует приглашать мед психолога, сурдопсихолога либо тифлопсихолога.

Таковой психолог способен хорошо приготовить ребенка к грядущей процедуре допроса, которая, непременно, является малоприятной, а время от времени и травмирующей его еще не сформировавшуюся психику, сконцентрировать внимание на событиях, о которых будут расспрашивать.

В УПК РФ также не закреплены аспекты, которыми следует управляться при выбирании определенного специалиста-психолога либо специалиста-педагога для роли в допросе несовершеннолетнего. На наш взор, при выбирании определенного специалиста-психолога для роли в допросе несовершеннолетнего нужно учесть личность и психическое состояние допрашиваемого, его отношение к приглашаемому спецу. Необходимо исходить из того, что одних допрашиваемых смущает присутствие знакомых психологов и преподавателей, остальные, напротив, просто вступают в контакт с ними.

При расследовании половых злодеяний роль знакомого несовершеннолетнему психолога может оказаться нецелесообразным.

В допросе несовершеннолетнего очевидца и в особенности потерпевшего по делам, связанным с половыми злодеяниями, следователь должен принять меры к тому, чтоб психолог был такого же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в процессе такового допроса в присутствии лиц другого пола, не только лишь может негативно сказаться на полноте показаний, да и причинить моральную травму допрашиваемым.

Потому решение о том, в присутствии какого психолога (знакомого либо незнакомого, мужчины либо дамы) несовершеннолетнему лучше давать показания, быть может принято лицом, производящим расследование, чисто персонально с учетом вышеназванных советов.

При повторном допросе лучше обеспечить роль такого же психолога, который воспринимал роль в первом допросе несовершеннолетнего потерпевшего либо очевидца.

Следует увидеть, что роль психолога в допросе несовершеннолетних имеет некие отличительные индивидуальности, определяемые их процессуальным положением. Потому для роли в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и очевидца должны привлекаться совсем различные спецы, на что не обращается внимания на практике. К примеру, по уголовному делу, возбужденному Рузаевской межрайонной прокуратурой, при проведении допросов несовершеннолетних обвиняемых А. и С., также несовершеннолетней свидетельницы С. участвовал старший психолог Рузаевского РОВД <8>.

Считаем, что роль 1-го и такого же специалиста-психолога в отношении лиц, имеющих разный процессуальный статус, является ненужным.


<8> См.: уголовное дело N 2-13/03 // Архив Верховного Суда РМ. 2003.

 

Привлекаемого к роли в допросе психолога нужно ознакомить с обстоятельствами дела, имеющими значение для допроса, узнать его компетенцию и отношения с допрашиваемым, также вероятные предпосылки, препятствующие роли в обозначенном следственном действии. До начала допроса психологу следует предоставить возможность поговорить с ребенком в присутствии следователя с целью определения психических особенностей малыша и установления с ним психического контакта.

В научной литературе высказываются разные представления по вопросцу выбора времени допроса несовершеннолетних. Понятно, что чем больший срок отделяет момент восприятия какого-нибудь действия от его проигрывания на допросе, тем наименьшее количество инфы сохраняется в памяти человека. Означает, очевидцы и потерпевшие должны быть допрошены как можно быстрее.

Но и в этом случае могут быть некие исключения. Если потерпевший, а иногда и очевидцы, в итоге совершенного злодеяния находятся в состоянии духовного потрясения, весьма мощного волнения, напряженности, растерянности, допрос следует отложить. Как отмечает А.Р.

Ратинов, “допрос, производящийся конкретно вослед за происшествием (в особенности допрос потерпевшего и свидетелей), быть может и недостаточно действенным; наиболее полными время от времени оказываются несколько отсроченные показания, когда переживания сгладились и память очевидца обрела временно потерянную остроту” <9>.


<9> Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001.

С. 216.

 

М.М. Коченов и Н.Р. Осипова советуют допрашивать малыша не ранее чем через два-три денька опосля действия в тех вариантах, когда понятно, что происшедшее могло его очень взволновать <10>. За этот период времени миниатюризируется эмоциональное напряжение и вызываемое им торможение действий памяти.

Необходимо также учесть известное в психологии явление реминисценции, т.е. “всплывания” в памяти деталей, которые не были бы воспроизведены скоро опосля действия. Потому очевидцев и потерпевших, чьи показания кажутся следователю недостаточно полными, содержат труднообъяснимые пробелы, лучше допросить повторно. Е.Е. Центров советует проводить повторный допрос несовершеннолетнего не позже 2 – 3 дней с момента криминального посягательства, потому что в предстоящем может показаться процесс забывания <11>.

Не исключено, что опосля первого допроса потерпевший либо очевидец вспомянут значительные для дела происшествия, связанные с событием злодеяния, личностью правонарушителя.


<10> См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса молодых очевидцев: Методическое пособие. М., 1984.

С. 20.

<11> См.: Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М., 1988.

С. 155.

 

Так как следователю иногда бывает трудно найти более пригодный момент для допроса, ему нужно учесть мировоззрение психолога по данному вопросцу, в особенности в отношении несовершеннолетнего, перенесшего мощное потрясение (ужас, испуг, психический аффект).

Советы психолога могут быть полезны при определении места производства допроса и его длительности. Допрос проводится по месту производства подготовительного следствия, но следователь вправе, если признает это нужным, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (ч. 1 ст.

187 УПК РФ).

“Допрос молодых, – по воззрению Е.Е. Центрова, – лучше проводить в обычной для их обстановке – в детском учреждении, школе, дома. Лучше начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений” <12>. М.М. Коченов и Н.Р.

Осипова советуют допрашивать малыша на месте расследуемого действия, потому что это поможет воскресить в памяти детали ситуации и дозволит ребенку, не умеющему говорить, показать размещение участников наблюдавшейся им сцены, направление их движения и т.п. Исключением, по их воззрению, должны быть случаи, когда имеются опаски, что пребывание на месте действия может вызвать у него мощные негативные эмоции <13>. При наличии сведений о лишне ветреном отношении малыша к происшедшему лучше допрашивать его в кабинете следователя.

Официальная обстановка может выделить значимость и ответственность допроса.


<12> Криминалистика: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Н.П. Яблоков. М., 2007.

С. 514.

<13> См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Указ. соч. С. 22.

 

Огромное значение для защиты прав и легитимных интересов несовершеннолетнего потерпевшего и очевидца имеет ограничение длительности допроса. К примеру, в ч. 1 ст. 425 УПК РФ установлено, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может длиться без перерыва наиболее 2-ух часов, а в общей трудности наиболее 4 часов в денек.

Правило о ограничении длительности допроса по аналогии следует включить и в ст. 191 УПК РФ, устанавливающую индивидуальности допроса несовершеннолетнего потерпевшего либо очевидца.

При всем этом следует учесть советы психолога, что также определяется возрастными и персональными чертами малыша. Экспериментальными исследовательскими работами психологов установлено, что малыши 5 – 7 лет могут быть сосредоточенными около 15 минут, 7 – 10 лет – 20 минут, 10 – 12 лет – 25 минут, старше 12 лет – 30 минут <14>. Пренебрежение этими данными может дезорганизовать допрос, привести к недостоверным свидетельствам.


<14> См.: Арямов И.А. Индивидуальности детского возраста. Очерки.

М., 1953. С. 140.

 

Представляется целесообразным дополнить ст. 191 УПК РФ “Индивидуальности допроса несовершеннолетнего потерпевшего либо очевидца” ч. 2 последующего содержания: “Допрос несовершеннолетнего потерпевшего либо очевидца не может длиться без перерыва наиболее 2-ух часов, а в общей трудности наиболее 4 часов в денек. Длительность допроса в любом определенном случае обязана определяться с учетом советов психолога”.

Спец-психолог, участвуя при производстве данного следственного деяния, может оказывать бесценную помощь следователю на любом шаге допроса: при подготовке к допросу, конкретно в процессе допроса, также при фиксации результатов допроса.

До начала допроса следователь может получить у психолога консультацию о психических особенностях деток и подростков того возраста, к которому относится потерпевший либо очевидец. Помощь психолога быть может полезна также при подготовке вопросцев, которые предполагается задавать допрашиваемому.

Конкретно в процессе допроса принципиальной задачей психолога является содействие в установлении и поддержании психического контакта <15>, что подразумевает снятие лишнего психологического напряжения ребенка, устранение имеющихся психических барьеров для общения. Если это напряжение не будет снято во время допроса, оно может привести к нехорошим результатам, также затруднить контакты с ребенком в дальнейшем. Беря во внимание выявленные индивидуальности личности допрашиваемого, его умственный уровень, мощные и слабенькие стороны нрава несовершеннолетнего, психолог должен содействовать созданию подходящей для него атмосферы, располагающей к продуктивной беседе.


<15> См.: Лосев Д.М. Некие нюансы препядствия психического контакта при допросе несовершеннолетнего // Трудности правового статуса личности в уголовном процессе. Саратов, 1981.

С. 153.

 

Установление психического контакта нужно для того, чтоб несовершеннолетний был настроен принимать вопросцы следователя, производить мыслительные процессы в направлении появления желания и решимости поведать о обстоятельствах, интересующих следствие.

Помощь психолога быть может применена и при составлении протокола следственного деяния для кропотливой фиксации особенностей речи допрашиваемого, правильной оценки его показаний и поведения.

Крайняя задачка участвовавшего в допросе психолога – ознакомиться с протоколом допроса несовершеннолетнего и внести в него по мере необходимости замечания о корректности и полноте изготовленных в нем записей. Но необходимо подчеркнуть, что замечания психолога фиксируют его мировоззрение о ведении допроса и отражении в протоколе показаний несовершеннолетнего, но не могут касаться оценки правдивости этих показаний.

В ст. 191 УПК РФ, устанавливающей индивидуальности допроса несовершеннолетнего потерпевшего либо очевидца, нужно предугадать права, которыми следует наделить психолога, участвующего в допросе обозначенных лиц. Потому считаем нужным дополнить ст. 191 УПК РФ ч. 3 последующего содержания: “Психолог либо преподаватель вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросцы несовершеннолетнему потерпевшему либо очевидцу, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и созодать письменные замечания о корректности и полноте изготовленных в нем записей.

Эти права следователь, дознаватель объясняет психологу либо преподавателю перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего либо очевидца, о чем делается отметка в протоколе”. Часть 2 ст. 191 УПК РФ считать ч. 4.

Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что основная функция психолога при допросе несовершеннолетнего потерпевшего и очевидца на подготовительном следствии состоит в применении психических познаний для установления контакта с допрашиваемым, правильной и корректной постановки ему вопросцев, охраны его психологического здоровья от травмирующего действия необыкновенной для него ситуации.

 

 

 

Загрузка ...
Обучение психологов
Обучение психологов