Супервизорская помощь психологам уголовно-исполнительной системы как одно из основных направлений профилактики профессионального выгорания

Супервизорская помощь психологам уголовно-исполнительной системы как одно из главных направлений профилактики проф выгорания

(Кулакова С.В.)

(“Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление”, 2017, N 1)

Информация о публикации

Кулакова С.В. Супервизорская помощь психологам уголовно-исполнительной системы как одно из главных направлений профилактики проф выгорания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017.

N 1. С. 30 – 31.

 

СУПЕРВИЗОРСКАЯ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГАМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

С.В. КУЛАКОВА

 

Кулакова Светлана Владимировна, начальник отдела Научно-исследовательского института ФСИН Рф, майор внутренней службы.

Статья посвящена описанию 1-го из главных направлений профилактики проф выгорания психологов уголовно-исполнительной системы Рф. Рассмотрены понятия супервизорского сопровождения как способа улучшения свойства работы психолога, увеличения его квалификации, также профилактики воздействия негативных сторон деятельности на личность спеца.

Главные слова: профилактика, сотрудники, психологи, уголовно-исполнительная система, проф выгорание, супервизорское сопровождение, увеличение квалификации.

Supervisory Assistance to Penal Enforcement Psychologists as one of the Principles of Professional Burnout Prevention

S.V. Kulakova

Kulakova Svetlana V., Head of the Department of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Major of Internal Service.

The paper describes a single of the main areas of prevention of professional burnout psychologists criminal executive system of Russia. Considered by the notion supervizorskoy accompaniment as a method of improving the quality of work of the psychologist, enhance the their qualifications, as well as prevention of the impact of the negative sides of activity in the professional identity.

Key words: prevention, staff, psychologists, criminal-execution system, professional burnout, supervisor accompaniment, training.

 

        Одной из практически неизученных заморочек проф становления психологов уголовно-исполнительной системы (дальше – УИС) является неувязка профилактики негативного воздействия деятельности на личность спеца. В научных исследовательских работах российских пенитенциаристов этот вопросец временами появлялся, но в главном рассматривалось воздействие проф деятельности на организм индивидума и выполняемую им деятельность <1>, а психический нюанс, т.е. воздействие проф психической деятельности в системе УИС в целом на личность и жизнь самого психолога оставался на периферии научного познания.


<1> Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее внедрение при профотборе профессионалов // Учебно-методические материалы для практических психологов. М.: Академия МВД Рф, 1996.

С. 39.

 

Изучая делему проф выгорания (дальше – ПВ) у психологов УИС, мы столкнулись с обилием не только лишь организационных, да и личных причин, осложняющих их деятельность и требующих особенных ресурсов для их преодоления <2>. Если кратко охарактеризовать то, с чем приходится сталкиваться психологам в собственной каждодневной деятельности, можно поделить все причины на три группы. Конкретные (организационные) – соединены с особенными критериями труда, специфичностью профессионально-психологической подготовки и сопровождения психологов в процессе службы.

К личным следует отнести отсутствие настоящих представлений о особенностях работы, недостаточную развитость мастерски принципиальных свойств личности. Негативное воздействие на личность психолога УИС оказывают также специальные причины, такие как процесс взаимодействия с осужденными <3>, которые характеризуются психологической неуравновешенностью, девиантным поведением, наличием разных аддикций.


<2> Кулакова С.В. Проявления синдрома проф выгорания у практикующих психологов // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 35 – 38.

<3> Дикопольцев Д.Е., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. О неких факторах, содействующих усвоению сотрудниками воспитательных колоний частей преступной подкультуры // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 6 – 8.

 

Все эти и остальные индивидуальности стают предпосылкой появления психической изоляции и постепенного отчуждения <4> психолога УИС от общества и коллег, появления и развития ПВ. Термин staff burn-out – “горение/выгорание служащих” был предложен Х.Дж. Фрайденбергером; по воззрению исследователя, – это прекращение энтузиазма, творчества, здорового любопытства, экспериментирования, интереса – “нет огня в очах” <5>.


<4> Федорова Е.М. Проф отчуждение как деструкция проф направленности личности служащих ФСИН Рф // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 33.

<5> Freudenberger Herbert J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30.

No. 1. P. 159 – 160.

 

В 2014 г. ФКУ НИИ ФСИН Рф проведен масштабный экспертный опрос психологов всех территориальных органов ФСИН Рф по выявлению животрепещущих заморочек, в исследовании приняли роль 2 229 пенитенциарных психологов (70% фактической численности психологов в УИС в 2014 г.).

По данным экспертного опроса, 37% психологов (815 человек) испытывают потребность в повышении квалификации в системе ФСИН Рф, 69% (1 535 человек) – во вневедомственных курсах увеличения квалификации по отдельным психическим методикам и технологиям. Управление уголовно-исполнительной системы уделяет пристальное внимание данному направлению, так, в 2014 г. прошли курсы увеличения квалификации 502 психолога – 15% (АППГ – 760; 17%).

В супервизорском сопровождении проф деятельности нуждаются 24% (544 человека), и официально данное направление не имеет методического основания. Вкупе с тем супервизия является признанным способом увеличения свойства работы, квалификации и профилактики воздействия негативных сторон деятельности профессионалов в сфере помогающих профессий. Целями супервизии являются улучшение профессионально-значимых свойств, профилактика ПВ, также увеличение эффективности деятельности для того, чтоб клиенты могли получить наилучшую помощь.

Главными мишенями супервизорского сопровождения психолога УИС станут развитие и формирование проф пенитенциарного мышления и сознания, поддержка автономности спеца, обучение психическим техникам, способность превращать уже имеющиеся познания, умения, способности в настоящую практику работы в УИС.

С целью профилактики ПВ нужно обеспечение способности прохождения супервизии в рамках Совета супервизоров, который мы хотим предложить организовать в любом территориальном органе ФСИН Рф из числа более обученных профессионалов учреждений и отделов психической службы. При установлении психической службой каждомесячного графика прохождения неотклонимых личных и групповых супервизий, к примеру одна персональная либо групповая супервизия за месяц, могут быть сняты барьеры для ее прохождения, потому что психологи нередко убеждены, что прохождение супервизии свидетельствует о некомпетентности, низком проф уровне, и таковым образом систематическое ее получение может их дискредитировать. Необходимость неотклонимого и постоянного прохождения супервизии поможет преодолеть все перечисленные и остальные блокировки, также будет содействовать неизменному вниманию к разным нюансам психокоррекционного процесса, и как следует, развитию самоконтроля, способностей интроспекции и саморегуляции для следующего предъявления темы и цели супервизии.

Таковым образом, супервизия как всепригодная форма поддержки психологов дозволит им сфокусированным взором поглядеть на свои трудности в работе с клиентами, также поделить часть ответственности за свою работу с остальным, обычно, наиболее опытным специалистом. Как говорят П. Ховкинс, Р. Шохет <6>, супервизия может предоставить шанс подняться и осмотреться, шанс отрешиться от легкого пути обвинения остальных – клиентов, коллег, службы, общества и даже самого себя, она может отдать шанс начать поиск новейших способностей, открыть познания, рождающиеся из самых тяжелых ситуаций.


<6> Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Личный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.

С. 230.

 

Литература

 

  1. Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее внедрение при профотборе профессионалов // Учебно-методические материалы для практических психологов. М.: Академия МВД Рф, 1996. 39 с.
  2. Дикопольцев Д.Е., Фадеева К.Ф. О неких факторах, содействующих усвоению сотрудниками воспитательных колоний частей преступной подкультуры // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 6 – 8.

  3. Кулакова С.В. Проявления синдрома проф выгорания у практикующих психологов // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 35 – 38.

  1. Федорова Е.М. Проф отчуждение как деструкция проф направленности личности служащих ФСИН Рф // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 33.

  1. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Личный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.

С. 230.

  1. Freudenberger Herbert J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. No.
  2. P. 159 – 160.

 

 

 

Загрузка ...
Обучение психологов
Обучение психологов