(Гришина Е.П.) (“Русский следователь”, 2005, N 7)
Информация о публикации “Русский следователь”, 2005, N 7
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Гришина Е.П., кандидат юридических наук, доцент.
Раскрытие, расследование и судебное рассмотрение уголовных дел в современный период представляет собой сложную, многоаспектную деятельность, которая невозможна без использования познаний и опыта высококвалифицированных профессионалов в самых разных отраслях.
Отсутствие у следователя права конкретно применять в процессе доказывания познания и способности, выходящие за границы его проф познаний, также редчайший, тотчас даже неповторимый нрав требующихся познаний, доступность крайних очень ограниченному кругу лиц актуализирует вопросец о вербовании этих лиц к роли в производстве по уголовному делу.
Исключительная значимость вербования так именуемых сведущих лиц в процесс производства по уголовному делу обоснована по последней мере 3-мя обстоятельствами.
- Во-1-х, своевременным освоением профессионалами, спецами и другими сведущими лицами новейших достижений науки и техники.
- Во-2-х, способностью преднамеренно и высокопрофессионально применять эти познания, что {само по себе} открывает неограниченные способности для получения достоверных доказательств и в итоге установления правды по уголовному делу.
- В-3-х, незаменимостью обладателей этих познаний как в информационном (удостоверительном) плане, так и процессуальном.
Внедрение познаний сведущих лиц может осуществляться в самых разных формах: процессуальных (главных и доп) и непроцессуальных. В качестве примера главный процессуальной формы быть может названо проведение экспертного исследования, доборной – техническое сопровождение спецом производства следственного деяния. В конце концов, существует масса других форм, носящих вспомогательный, ориентирующий, компенсационный нрав.
В качестве таковой формы быть может названо внедрение познаний специалиста-психолога в установлении событий расследуемого дела, также особенностей личности обвиняемого, потерпевшего либо очевидца.
Внутренний мир человека, его психика – очень тонкое и многогранное понятие, сокрытое для поверхностного беглого восприятия. Совместно с тем раскрытие и расследование злодеяний – непростая проф деятельность, предполагающая лингвистический контакт лица, ведущего процесс, с иными людьми (потерпевшими, обвиняемыми, очевидцами и т.д.). Проф познания следователя, дознавателя, прокурора и судьи носят правовой нрав, в то время как в прикладном (практическом) плане их часто бывает недостаточно для получения, проверки и оценки доказательств.
Изощренность, откровенный цинизм криминальной деятельности ставят задачки исследования не только лишь криминогенных, да и психических параметров личности с целью сотворения психического портрета правонарушителя либо предполагаемой жертвы по определенному эпизоду, также разработки превентивных мер психического порядка с целью предотвращения и пресечения криминальной деятельности определенного вида.
УПК РФ в ряде статей ставит задачку и описывает методы исследования особенностей личности участников судопроизводства и их отношений вместе (ч. 3 ст. 73, ст. ст. 78, 79, ч. 3 ст.196 и др.). Подобного рода препядствия могут быть решены средством вербования к роли в деле сведущих лиц в форме производства судебно-психологической экспертизы (процессуальная форма) или дачи справок, советов по тем либо другим вопросцам (вспомогательная форма).
Психолог, имеющий педагогическое образование, в особенности специализирующийся в области дефектологии, быть может привлечен к роли в деле в качестве преподавателя при допросе несовершеннолетнего очевидца, потерпевшего, обвиняемого в порядке ч. 1 ст. 191 УПК РФ. Таковой преподаватель способен методически хорошо приготовить ребенка к грядущей процедуре допроса, которая, непременно, является малоприятной, а время от времени и травмирующей его еще не сформировавшуюся психику.
К тому же психологу еще легче уверить ребенка гласить на допросе правду, нежели самому следователю.
А именно, психолог быть может задействован при осмотре места происшествия. Он может оказать существенную помощь в собирании доказательственной инфы. Посодействовать составить этот же психический портрет предполагаемого правонарушителя. А время от времени и найти направление производства следственного деяния. К огорчению, действующее уголовно-процессуальное законодательство не нацелено на подобного рода случаи. Оно не содержит специализированных норм о участии психолога в производстве по уголовному делу. Непременно, его можно привлечь в качестве обыденного спеца. Без вычленения специфичных функций, которые могут быть предопределены проф подготовкой либо особым образованием.
Но таковой подход значительно усложняет функцию производства следственного деяния с ролью психолога.
Следственное зание носит ретроспективный нрав.
Появление, существование факта не зависят от субъекта зания этого факта (следователя, прокурора, дознавателя, судьи) и не постоянно могут быть поняты им правильно. Не считая того, любой факт криминальной деятельности единичен, неподражаем.
Но из этого не следует, что этот факт не отражает неких психических закономерностей личности тех, кто был в нем вначале задействован. Узнать эти закономерности для психолога не составит огромного труда. При этом зание это может происходить как в процессуальных, так и непроцессуальных формах.
Приобретенная с помощью психолога информация представляет собой сведения, сигнал о определенных фактах, которые могут оказаться неподменными в установлении событий расследуемого действия.
Особенным видом использования особых знаний спеца в области психологии является создание психической экспертизы.
Сходу оговоримся – конкретно психической, так как создание всеохватывающей психолого-психиатрической экспертизы не постоянно оправдано, ибо существенно расширяет границы объекта исследования.
Практика производства судебно-психологических экспертиз существует с начала 60-х годов прошедшего столетия. Предметом схожих экспертиз являются психические характеристики личности. В том числе психологические процессы, непатологические аномалии психики, менталитационные и возрастные индивидуальности человека, его миропонимание и т.п.
На разрешение эксперта-психолога быть может поставлен хоть какой вопросец, имеющий значение для правильного разрешения дела, на который в состоянии ответить современная психическая наука.
Психологи могут оказать значимую помощь в проведении не только лишь оперативно-розыскных мероприятий, да и следственных действий, основным образом с ролью лиц, имеющих недостатки, патологические конфигурации.
Одной из важных заморочек производства психической экспертизы является вычленение объекта исследования. Он очень многогранен, быть может чисто духовным или вещественным. По нашему воззрению, все обилие объектов психической экспертизы быть может представлено в 2-ух подвидах: психика человека и материалы уголовного дела.
Исследование первого объекта ориентировано на вычленение и оценку личных непатологических психологических параметров определенной личности, обусловивших противоправное поведение. А второго – предполагаемых психических составляющих параметров человека или целой криминальной группы. Во 2-м случае исследование существенно усложняется.
Спецы-психологи, обслуживая уголовный процесс, производя по поручению следователя сложные исследования, разрабатывая советы, способны оказать бесценную помощь в получении достоверной доказательственной либо вспомогательной, ориентирующей инфы. Схожее положение обусловливает необходимость пересмотра положения психолога в уголовном судопроизводстве, хотя бы на уровне локального (ведомственного) регулирования, с тем чтоб на практике не появлялось вопросцев о правомерности его роли в этом производстве.