(Савосина Н.Г.)
(“Таможенное дело”, 2010, N 2)
Информация о публикации
Савосина Н.Г. Организационно-правовые базы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. 2010.
N 2. С. 13 – 16.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Н.Г. САВОСИНА
Савосина Н.Г., доцент, кандидат юридических наук.
В текущее время увеличение эффективности таможенной деятельности почти во всем определяется организацией работы с кадровым составом, способным удачно решать возложенные на него служебные функции.
Политическая и финансовая непостоянность крайних лет в Рф плохо сказалась на морально-психологическом состоянии разных категорий служащих (в том числе должностных лиц и работников таможенных органов). Как указывает практика работы муниципальных органов, муниципальные служащие не постоянно без помощи других могут приспособиться к перегрузкам и проф риску, не владеют достаточными способностями действий в экстремальных критериях, не обладают хорошими приемами выхода из стрессовых ситуаций. Причинами этого являются: физические, психические и моральные перегрузки на службе, отсутствие нужной специальной профессионально-психологической подготовки. Посодействовать убрать перечисленные задачи могла бы активная работа психологов.
В качестве объекта для психолога выступают разные элементы и подструктуры нашего общества и страны. Это отрасли хозяйства, экономики, также муниципальные университеты. Обозначенные отрасли владеют собственной специфичностью, и потому появляются задачи относительно того, как обязана быть организована работа психолога (относительно структуры и специфичности отрасли).
Деятельность муниципальных органов имеет особенный нрав, что, непременно, сформировывает особенный статус психолога.
Активное вербование специалистов-психологов к решению определенных задач, возложенных на муниципальные органы, осуществляется с 90-х годов, хотя 1-ые должности практических психологов в правоохранительных органах были введены еще в 1974 г., в уголовно-исполнительной системе (в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних) <1>. На нынешний момент можно гласить о функционировании в муниципальных (правоохранительных) органах не только лишь раздельно взятых психологов, да и психической службы, представляющей собой централизованно управляемую систему специализированных структурных подразделений и должностей профессионалов, осуществляющих работу по психическому обеспечению деятельности определенных муниципальных органов. Психические службы есть в системе ФТС РФ, МВД Рф, Вооруженных Силах РФ, в Федеральной службе сохранности и др.
——————————–
<1> См.: Дебольский М.Г. Становление и развитие психической службы в уголовно-исполнительной системе // Человек: грех и наказание. 1994.
N 3 – 4; Ковтун В.П. Психическая служба УИС: задачи становления // Грех и наказание. 1996. N 3.
Вопросцам организации деятельности практического психолога и психической службы в разных организациях и ведомствах посвящены исследования разных создателей <2>.
——————————–
<2> См.: Дебольский М.Г. Психическая служба в уголовно-исполнительной системе // Грех и наказание. 1985. N 4, 5; Панкратов А.В. Акмеологические причины продуктивной проф деятельности служащих таможенной службы: Автореф. дис. … канд. психол. наук; Забродин Ю.М.
Препядствия разработки практической психологии (о научных основах психической службы) // Психол. журн. 1980. Т. 1. N 2; Красило А.И., Новгородцева А.П.
Статус психолога и задачи его адаптации в учебном заведении. М., 1995; Рабочая книжка войскового психолога: модель, метод, разработка действенной проф деятельности / Под общ. ред. Л.Н. Уварова, В.Г. Михайловского.
М.: МО РФ, 1995; Введение в профессию: Учеб.-метод. пособие для войсковых психологов и социологов. М., 1992; Мокрецов А.И., Козюля В.Г. Психическая служба пенитенциарных учреждений: опыт становления и перспективы развития // Препядствия совершенствования деятельности психической службы в ИТУ: Сб. статей / Под ред.
А.В. Пищелко. Домодедово, 1996.
В системе таможенных органов психическая служба была сотворена в 1995 г. Правовую базу деятельности психической службы таможенных органов составляют: Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, также ряд федеральных законов: от 27 июля 2004 г. N 79 “О гос штатской службе РФ”, от 21 июля 1997 г. N 114 “О службе в таможенных органах Русской Федерации” и др. В текущее время вопросцы организации и обеспечения деятельности психологов в таможенных органах решаются в согласовании с нормативными актами ФТС Рф (ГТК РФ), к примеру Приказом ГТК Рф от 14 декабря 2000 г. N 1164 “О утверждении нормативных документов психической службы таможенных органов РФ”, Приказом ГТК Рф от 14 декабря 2000 г. N 1166 “О утверждении Положения о психической инфы”, Приказом ФТС Рф от 18 января 2008 г. N 27 “О утверждении Положения о консультативно-методическом совете по вопросцам психической работы и совершенствования деятельности психической службы таможенных органов Русской Федерации” и др.
Вопросцам организации деятельности практического психолога в таможенных органах посвящены разные методические советы и указания, к примеру Методические советы от 26 декабря 2005 г. N 10-92/46088 по проведению профессионально-психологического отбора, Методические советы ФТС Рф от 12 ноября 2008 г. N 10-113/47233 “Определение причин “группы риска” при проведении профессионально-психологического отбора кандидатов, поступающих на службу в таможенные органы”, Методические указания от 1 августа 2005 г. N 1092/26065 “Психологическое обследование управляющих и кандидатов на руководящие должности в таможенных органах” и др.
Психическая служба таможенных органов создана для увеличения эффективности деятельности таможенных органов на базе современных представлений психической науки о закономерностях функционирования психики человека и социально-психологических действий в коллективах.
Перед психической службой в таможенных органах стоят последующие задачки: психологическое обеспечение кадровой политики и работы в таможенных органах; психологическое сопровождение проф деятельности, психическая подготовка, оказание психической помощи должностных лиц и работников таможенных органов; психическая работа по оптимизации социально-психологических действий в коллективах.
В согласовании с этими задачками психическая служба производит два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с должностными лицами и работниками таможенных органов, кандидатами на службу и психологическое обеспечение служебных задач.
1-ое направление подразумевает: профессиональную ориентацию и психический отбор кадров; оказание психической помощи в расстановке и проф адаптации юных служащих; увеличение психической компетентности и развитие личности служащих; диагностику морально-психологического атмосферного климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; проведение подготовки и обучения должностных лиц способам и приемам взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и роль в аттестации служащих; психологическое консультирование служащих и членов их семей.
2-ое направление включает: исследование социально-психологических явлений в регионе; психологическое консультирование служащих при решении текущих оперативно-служебных задач; воплощение индивидуально-профилактической работы и др.
Реализация данных направлений деятельности осуществляется через последующие функции: профессионально-психологический отбор кандидатов на службу; роль в действиях расстановки, аттестации, ротации кадров, прогнозирование проф роста и служебного продвижения должностных лиц и работников таможенных органов; оказание помощи должностным лицам и работникам таможенных органов в адаптации к службе (работе) в таможенных органах; психическая работа с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности, в том числе номенклатуры вышестоящих таможенных органов; психологическое обеспечение управленческой деятельности должностных лиц таможенных органов; исследование, анализ и прогнозирование социально-психологических действий в коллективах, выработка предложений и советов управлению для их оптимизации; психическая профилактика должностных злодеяний, происшествий и нарушений служебной (трудовой) дисциплины; психолого-педагогическое обучение должностных лиц и работников таможенных органов и управляющих таможенных органов, обучение их особым психическим познаниям, приемам саморегуляции психологического состояния, увеличение общей психической культуры; обучение должностных лиц и работников таможенных органов приемам и способам взаимодействия с участниками ВЭД и способам защиты при психическом давлении; психологическое консультирование должностных лиц и работников таможенных органов; психокоррекционная работа с должностными лицами и работниками таможенных органов.
Одним из критерий удачного функционирования психической службы является научно обоснованное проектирование ее организационной структуры. Организационная структура задает целостность психической службы, ее пространство в определенной организации либо ведомстве.
При проектировании и формировании организационной структуры нужно решить по последней мере три задачки: утвердить штаты психологов; найти статус службы (самостоятельное подразделение либо в составе другого подразделения); распределить функции и возможности на разных уровнях управленческой иерархии.
Психическая служба начинает комплектоваться в органах и подразделениях, осуществляющих конкретный контакт с гражданами, т.е. на уровне таможен и таможенных постов.
Штаты хоть какой службы, в том числе психической, определяют исходя из размера предполагаемой работы и имеющихся нормативов. С учетом экономических проблем в обществе введение одной-двух единиц должностей психолога в организациях численностью наименее 500 человек можно разглядывать как определенный прогресс в развитии психической службы.
Если в организации всего один-два психолога, они, обычно, входят в состав какого-нибудь многофункционального подразделения. Решая с научных и практических позиций вопросец о том, в какое подразделение включать психолога, уместно исходить из принципа многофункциональной сопоставимости: психологи должны заходить в штаты той службы, функции которой больше всего соответствуют функциям психологов. Когда основное направление их деятельности – психологическое обеспечение работы с кадрами, то, естественно, их включают в состав отдела кадров либо по работе с личным составом, как, к примеру, это делается в таможне.
На региональном уровне управления в таможенных органах создается подразделение по управлению “психологами низового уровня”. Управляющий группы делает функции управляющего.
На такую группу возлагаются последующие функции:
– подбор психологов для нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методической помощи в их становлении;
– текущий контроль за состоянием работы психологов в подведомственных подразделениях;
– обобщение положительного опыта наилучших психологов и его распространение;
– организация для психологов повсевременно работающих семинаров, круглых столов и др.;
– подведение итогов работы региональной психической службы и направление отчетов (в согласовании с плановыми показателями) в вышестоящий по управленческой иерархии орган.
Эффективность функционирования психической службы растет, увеличивается ее целостность, если на федеральном уровне также создается психологическое подразделение, а ее управляющий сразу назначается “основным” психологом.
На психические подразделения федерального уровня целенаправлено ложить последующие функции:
– стратегическое управление всеми подразделениями муниципального органа, выполняющими психическую работу, и координацию их деятельности;
– разработку концепций предстоящего развития психической службы в масштабах ведомства (научно обоснованных);
– подготовку нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность психической службы на всех уровнях;
– каждогодний сбор и анализ инфы о деятельности психической службы;
– компанию централизованной системы подготовки, переподготовки, увеличения квалификации специалистов-психологов;
– обобщение и распространение положительного опыта (как российского, так и забугорного);
– централизованное обеспечение психической службы современными пособиями, методиками (психодиагностическими и психокоррекционными), также издание особых журналов, бюллетеней.
Таковым образом, организационная структура психической службы муниципального органа обязана носить иерархический нрав с хорошим сочетанием централизации и децентрализации императивных возможностей и ответственности.
Компанию психического обеспечения деятельности таможенных органов производит Управление гос службы и кадров Федеральной таможенной службы. Одной из функций Управления является организация работы психологов таможенных органов.
При ФТС РФ работает Консультативно-методический совет по вопросцам психической работы и совершенствования деятельности психической службы таможенных органов Русской Федерации.
Для проведения психической работы в РТУ и подчиненных РТУ таможенных органах создаются подразделение психической работы РТУ. В таможне организуется работа отдела психической работы таможни, в случае нецелесообразности сотворения отдела быть может сотворена многофункциональная группа (отдельная должность), конкретно подчиненная заместителю начальника таможни по работе с кадрами либо начальнику отдела кадров.
Конкретную ответственность за компанию работы психической службы несут: в ФТС Рф – начальник управления кадров ФТС; в таможенном органе – начальник подразделения психической службы (психолог) таможенного органа.
В согласовании с Типовой должностной аннотацией психолога таможенного органа (Приказ ГТК Рф от 14 декабря 2000 г. N 1164) на должности психологов принимаются спецы с высшим базисным психическим образованием, также спецы с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области практической психологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвержденную документом муниципального эталона, с опытом практической работы.
Психолог таможенного органа вправе: проводить индивидуально-психологические и социально-психологические исследования в таможенном органе; заносить предложения управлению о совершенствовании структуры и работы подразделения психической службы таможенного органа; запрашивать у должностных лиц нужную документацию и информацию; получать материалы личных дел должностных лиц и работников таможенных органов и знакомиться с ними согласно установленному порядку (с оформлением соответственного допуска); участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных психическим дилеммам; обращаться к управлению таможенного органа по вопросцам материально-технического обеспечения; прекращать работу с лицами, отказавшимися участвовать в психическом обследовании; проходить стажировки, учиться на курсах по практической психологии и др.
Психолог должен: производить организационно-методическое и информационное обеспечение и функциональное управление деятельностью психологов таможен и таможенных постов; проводить профессионально-психологический отбор кандидатов на службу (работу) в таможенные органы; производить неизменное психологическое наблюдение за должностными лицами и работниками таможенных органов (постоянное повторное тестирование, анализ поведенческих причин), включенными в “группу риска”; участвовать в работе аттестационной комиссии; проводить психический анализ резерва для выдвижения на руководящие должности; участвовать в разработке советов по расстановке кадров в согласовании с индивидуально-психологическими чертами и проф свойствами должностных лиц и работников таможенных органов; проводить социально-психологические и социологические исследования; проводить работу по психической профилактике должностных злодеяний, происшествий и нарушений служебной (трудовой) дисциплины; учить должностных лиц и работников таможенного органа приемам и способам взаимодействия с участниками ВЭД и способам защиты при психическом давлении; проводить психологическое консультирование должностных лиц и работников таможенного органа; представлять начальнику таможенного органа психическую информацию и заносить предложения, советы о оптимизации социально-психологических действий в таможенных коллективах; вовремя готовить и представлять в вышестоящие таможенные органы отчетные материалы и др.
Психолог несет ответственность за: компанию психической работы в таможенном органе; правильное применение психических методик; объективность данных им психических заключений, предложений, выводов и советов; соблюдение проф этики.
Нормативно предусмотрены также главные формы и методы психической работы: психодиагностика, анкетирование; персональная консультация; психологическое сопровождение таможенной деятельности и др.
Проф эталоны, требования к психологу основываются на так именуемом кодексе этики и проф умений, который должен служить в качестве управления в ежедневном поведении психолога, на базовых общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и неповторимость каждой личности, ее права и способности.
Таковым документом в организации деятельности практического психолога является утвержденный Приказом ГТК Рф от 14 декабря 2000 г. N 1164 Этический кодекс психолога таможенного органа.
Главным предназначением Кодекса является: закрепление системы основополагающих этических норм и общих правил поведения; понимание руководителями подразделений, в каких работают психологи, проф этических и нравственных обязанностей данных профессионалов; создание основ для правильной оценки роли психолога в таможенных органах.
Согласно положениям Кодекса можно выделить последующие принципы сферы деятельности психолога: принцип почтения личности – психолог должен уважать права и достоинство должностного лица и работника таможенного органа и кандидата, поступающего на службу (работу) в таможенные органы; принцип проф компетентности, который значит внедрение психологом обретенных познаний и умений, обеспечивающих высококачественное выполнение его обязательств; принцип конфиденциальности значит, что материал, приобретенный психологом во время обследования, не подлежит сознательному либо случайному разглашению; принцип ответственности значит, что деятельность психолога обязана соответствовать его проф компетентности; деятельность психолога основывается на принципе проф независимости от служебной соподчиненности и личных убеждений.
Данные принципы и остальные нормы определяют систему регламентации деятельности психолога таможенного органа.
Необходимо подчеркнуть, что психическая служба таможенных органов находится в процессе развития. В Федеральной таможенной службе Рф разработан план развития психической службы таможенных органов Русской Федерации на 2009 – 2021 гг.
Сейчас главными направлениями совершенствования организации деятельности психолога и психической службы следует считать: развитие нормативно-правовой базы (введение Положения о практическом психологе таможни, в каком бы комплексно регламентировались такие нюансы, как организация, содержание, формы и способы работы психолога; информационное обеспечение деятельности, научно-методическое, материально-техническое обеспечение, обеспечение способности увеличения квалификации, создание новейших организационных форм подготовки психологов и обмена опытом, как русским, так и забугорным); целенаправленная организация своей деятельности психологом (реализация модели деятельности практического психолога в его работе); неизменное проф развитие психолога (реализация собственного потенциала на базе построения персональной программки развития, выделение критериев уровня проф роста), также отменно организованная деятельность психолога. Все это дозволит улучшать работу с персоналом таможенных органов, сохранить кадровый потенциал, снять психическую напряженность и обеспечить здоровый социально-психологический климат в таможенных коллективах. Это в особенности принципиально в связи с реализацией положений Концепции таможенного дизайна и таможенного контроля продуктов в местах, приближенных к Гос границе Русской Федерации, являющейся составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.