Минкультуры запретит фильмы, призывающие к насилию и жестокости

Отказ в получении прокатного удостоверения может ждать большая часть американских боевиков и кинофильмов ужасов

 

С 1 июля 2014 года боевики и киноленты ужасов, где зло одолевает добро, а герой заявляет с экрана «Убивайте, это отлично», запрещены к широкому прокату на местности РФ. Это следует из Федерального закона № 101-ФЗ от 05.05.2014 («О внесении конфигураций в Федеральный закон «О муниципальном языке Русской Федерации» и отдельные законодательные акты Русской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования российского языка»), известного также как закон о запрете ненормативной лексики в кино и на сцене.

В ст. 5 Федерального закона идет речь о том, что «прокатное удостоверение на кинофильм не выдается в случае, если кинофильм содержит <…> материалы, пропагандирующие <…> культ насилия и беспощадности».

В Министерстве культуры «Известиям» сказали, что боевикам и хоррорам, не содержащим «культ насилия и беспощадности», прокатные удостоверения будут выдаваться с возрастным ограничением «18+». Опрошенные «Известиями» специалисты считают, что под определение «пропаганда» попадает большая часть боевиков и кинофильмов ужасов, так как натуралистическое изображение насилия является основой этих жанров, а провести грань меж пропагандой насилия и его беспристрастным показом иногда очень проблемно.

Председатель президиума Столичной коллегии адвокатов Сергей Жорин считает, что при схожей формулировке до проката могут не добраться киноленты, где насилие хотя и не пропагандируется, но очевидным образом не осуждается.

— Эта личная формулировка обязана быть или конкретизирована, или изъята из нормативного акта, — отметил юрист. — К примеру, режиссер может провести весьма узкую сюжетную линию, где зрителю в конце не будет читаться мораль, и таковая картина может вызвать огромное количество вопросцев у профессионалов.

В Министерстве культуры «Известиям» пояснили, что под запретом окажутся только те киноленты, которые открыто призывают к насилию и беспощадности.

— Идет речь о прямой пропаганде — когда кинофильм практически гласит: делай так, это отлично, это верно, — заявил директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов. — В тех вариантах, когда сотрудники ведомства не сумеют совершенно точно решить, есть ли в кинофильме пропаганда культа насилия и беспощадности, они обратятся к спецам — культурологам и психологам.

Механизм выявления пропаганды насилия в языковых системах уже наработан на базе анализа экстремистских материалов, но, по воззрению профессионалов, возможность его внедрения в кино невелика.

— Герой должен открыто гласить зрителю — «убивайте собственных противников», но в фильмах такового практически не встречается, — заявила «Известиям» Юлия Сафонова, лингвист-эксперт ГБУ «Столичный исследовательский центр».

Имеется ли в кинофильме зрительная пропаганда насилия, будут решать психологи. По словам Андрея Лосева, эксперта-психолога Центра особых исследовательских работ и экспертиз, к прокату не будут допущены киноленты, где «зло одолевает добро». В тех же вариантах, когда насилие показано в отрицательном контексте, как в русских фильмах про Величавую Русскую войну, оно не будет считаться пропагандой. По воззрению головного редактора журнальчика «Искусство кино», киноведа Даниила Дондурея, профессионалам придется решать фактически неразрешимую задачку. 

— Найти степень беспощадности неописуемо трудно в смысловом плане, также в проф, концептуальном и нравственном. Вспомяните, как в кинофильме Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» с Потемкинской лестницы катится коляска — это беспримерный и весьма твердый рассказ о насилии. В то же время в русских телесериалах ежевечерне убивают несметное количество людей, и горы трупов не вызывают полностью никаких чувств. Где грань? 

Народный артист Рф Николай Бурляев напомнил о том, что кинофильм «Андрей Рублев» Андрея Тарковского в свое время винили в лишней беспощадности, но беспощадность беспощадности рознь.

— Тарковский с упоением говорил, как выдумал сцену, где российский князь лупит российского юношу саблей по шейке. Но снято это не для смакования беспощадности, а для выражения идеи: «Для чего брат убивает брата?»  По словам Бурляева, это совершенно не тот вариант, что в других американских фильмах, где «через один раз упиваются кровью, вспомяните хотя бы «Уничтожить Билла». Это беспощадность на уровне поликлиники».

Южноамериканский след нашел в законе и Даниил Дондурей.

— В нынешнем русском прокате две третьих кинофильмов занимает южноамериканское кино, и конкретно оно может попасть под действие закона — в качестве ответных мер на экономические санкции, — вскрыл законодательные хитрости киновед.

Он также отметил, что по данному закону можно запретить хоть какой кинофильм, «если это не кинофильм о природе либо о монументах Кремля», потому что законы драматургии подразумевают конфликт, за которым можно усмотреть возможное насилие.

Источник публикации: Газета “ИЗВЕСТИЯ”

Загрузка ...
Обучение психологов
Обучение психологов