Как поставить вопросы эксперту для судебной экспертизы?

               В процессе экспертной деятельности к нам нередко обращаются с неувязкой того, как поставить вопросцы профессионалу для проведения судебной психической и психолого-психиатрической экспертизы. Часть воззваний происходит по телефону и отбирает кучу времени.

                       При всем этом значимость корректной постановки вопросцев на экспертизу недозволено переоценить. 

             При рецензировании заключений профессионалов мы сталкиваемся с тем, что в 90% случаев (в 9!!! из 10 случаев) вопросцы профессионалам поставлены, мягко говоря, неправильно.

        Данное событие не только лишь отражается на качестве экспертного исследования, да и по формальным основаниям ставит под опасность признания недопустимым подтверждением Заключение профессионала в целом.

             Для того чтоб внести ясность, нами предлагаются данные объяснения неких правовых и содержательных составляющих темы о том, как постановить вопросцы профессионалу, на примерах психической экспертизы.

              Когда Вы прочтёте статью до конца Для вас станет понятно по каким аспектам нужно корректировать вопросцы профессионалу.

Для чего же проводится судебная экспертиза, почему так важны вопросцы профессионалу?

      Судебная психическая экспертиза, как, вообщем, и хоть какое другое судебное экспертное исследование, проводится для ответа на вопросцы суда и других участников судопроизводства.

       В согласовании с работающим законом, «Задачей гос судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, арбитрам, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении событий, подлежащих доказыванию по определенному делу, средством разрешения вопросцев, требующих особых познаний в области науки, техники, искусства либо ремесла.»1

          Казалось бы, что проще? Есть вопросцы – задавай профессионалам! Они ответят. Но это лишь на 1-ый взор всё просто. А откуда в таком случае берутся сотки невостребованных в процессе либо исключённых из числа доказательств по делу судебных экспертиз?

          Дело не постоянно и не только лишь в качестве экспертных исследовательских работ и квалификации судебных профессионалов. Определяющее значение имеет то, как поставить вопросцы профессионалу и ответы на эти вопросцы.

         Давайте разглядим всё по порядку.

Распространённые ошибки встречающиеся, когда вопросцы профессионалу поставлены неправильно.

    Ошибка в поставке вопросцев профессионалу приводит к критичным ошибкам экспертизы в целом. Заключение экспертизы по некорректно поставленным вопросцам не отвечает требованиям суда и оказывается никчемным и не отвечающим целям экспертизы.
 
      Следует постоянно держать в голове, что постановка всякого вопросца не только лишь ориентирована «на установление событий, подлежащих доказыванию по определенному делу».

    Вопросцы профессионалу  должны отвечать нескольким неотклонимым требованиям:

Объект и предмет экспертизы:

            1. Вопросцы профессионалу должны относиться к объекту и предмету экспертизы. К примеру, при экспертизе несовершеннолетнего ребёнка вопросцы должны касаться лишь ребёнка, его психических особенностей, его желаний и его дела к кому-либо.

        Не следует забывать, что постановка вопросцев профессионалу о личных психических особенностях родителей, бабушек и дедушек относится к экспертизе остальных людей.

Пределы компетенции профессионала:

             2. Вопросцы профессионалу должны быть поставлен так, чтоб при ответе на их эксперт не вышел за рамки собственной компетенции.  К примеру, в одной из экспертиз был поставлен вопросец «Является ли мировоззрение несовершеннолетнего И. о проживании с кем-либо из родителей обоснованным».

          Ставя вопросцы профессионалу таковым образом, трибунал запамятовал том, что, «является ли мировоззрение обоснованным», в целом решает лишь трибунал. К компетенции экспертизы обоснованности представления ребёнка о месте проживания, также соответствия этого представления его привязанностям и интересам относится:

  • установление психических компонент личности и нрава подэкспертного, оказывающих воздействие на процесс формирования воли несовершеннолетнего ребёнка;
  • установление психических компонент личности и нрава подэкспертного, оказывающих воздействие на процесс и содержание волеизъявления подэкспертного;
  • определение у подэкспертного признаков завышенной внушаемости, оказывающих определяющее значение на процесс мотивации и формирования воли;
  • определение у подэкспертного в психических компонентах желания и волеизъявления проживать с кем-либо из родителей;
  • определение признаков формирования этого желания под наличием психического давления со стороны кого-то из взрослых;
  • определение возможности подэкспертного без помощи других сформировывать мотивы собственных действий, свои желания, совершать волеизъявление, осознавать содержание собственных действий и управлять ими;
  • определение психологической дееспособности подэкспертного, наличие у него психологических отклонений, препятствующих ему сформировывать адекватную своим потребностям мотивацию, всеполноценно психологически работать в согласовании с нормами возрастного развития.

          Таковым образом, если эксперт ответит на вопросец суда совершенно точно «мировоззрение несовершеннолетнего обусловлено либо неоправданно», он автоматом выйдет за границы компетенции профессионала.

Однозначное смысловое содержание вопросцев профессионалу:

           3. Вопросцы профессионалу должны быть поставлены непосредственно, с конкретным и понятным смысловым содержанием.  К примеру, при определении психической привязанности ребёнка вопросец: «Как относится ребёнок к родителям?» размыт и неопределенен. Также данный вопросец допускает различное содержательное и смысловое истолкование, не устанавливает перед профессионалом определенной цели исследования.

    Вернее будет обозначенный вопросец выложить в последующем виде: «Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вкупе и к любому в отдельности, к кому из родителей ребёнок психологически привязан в основном?»

Необходимость постановки вопросцев профессионалу:

          4. При постановке вопросцев на судебную экспертизу также весьма принципиально не «перестараться». К примеру, при предназначении психической экспертизы по определению места жительства несовершеннолетнего ребёнка весьма всераспространено ходатайствовать перед трибуналом о постановке вопросцев о психических свойствах родителей.

        При всем этом ходатайствующие стороны запамятывают, что при постановке вопросцев о личных психических особенностях обоих родителей возникает необходимость в проведении не одной экспертизы (лишь в отношении ребёнка), а сходу трёх, что значительно увеличивает стоимость экспертных исследовательских работ.

                И никто не задаёт для себя вопросец: а для чего же изучить родителей, если в отношении их психологического и психического статуса нет колебаний либо жалоб?

          Если предки несовершеннолетнего ребёнка на психическом уровне здоровы, оба обожают собственного ребёнка, желают проживать с ребёнком и без помощи других его воспитывать, для чего же им подвергаться экспертному психическому исследованию?

        В делах о определении места жительства ребёнка при разводе экспертизу родителей нужно проводить лишь в вариантах, когда есть сомнения в их психологическом статусе.

      Также экспертизу родителей проводят для выяснения их психических способностей и возможности без помощи других содержать и воспитывать несовершеннолетнего ребёнка.

Профилактика вероятностных выводов на вопросцы профессионалу:

       5. Вопросец профессионалу должен полагать определенный ответ на него. К примеру, ответ на вопросец «К кому из родителей ребёнок испытывает наиболее сильную чувственную привязанность?» должен звучать совершенно точно и понятно. К примеру: «Наиболее сильную чувственную привязанность ребёнок испытывает к мамы?». Либо «Наиболее сильную чувственную привязанность ребёнок испытывает к папе». Неприемлимо в выводах, как это встречалось в исследованных нами заключениях, отвечать на вопросец: «Чувственная привязанность ребёнка определяется…» Чем определяется чувственная привязанность ребёнка, нужно обрисовывать в исследовательской части заключения экспертизы.

 Как и какие вопросцы можно и необходимо поставить профессионалу?

            Примерные вопросцы профессионалу содержатся на почти всех интернет-ресурсах, некие из их можно вопросы для экспертизы ребенка. Но, невзирая на схожесть почти всех заморочек, которые исследуются в суде, нужно держать в голове о уникальности участников правового разбирательства.

         При постановке вопросцев на экспертизу в процессе судебной экспертизы лучше прибегнуть к помощи спеца.

Аспекты оценки вопросцев профессионалу на шаге постановки:

        Если вербование спеца к постановке вопросцев по любым причинам нереально, то попытайтесь оценить вопросцы профессионалу по последующим аспектам:

– В отношении кого либо чего же поставлен вопросец, относится ли он к объекту и предмету экспертизы?

– Что даст участникам суда ответ на данный вопросец?

– К чьей компетенции относится данный вопросец?

– Не допускает ли вопросец разноплановой смысловой и содержательной интерпретации?

– Вероятен ли конкретный ответ на поставленный вопросец? И если неосуществим, что даст вероятностный ответ участникам судопроизводства?

– Довольно ли в материалах, представленных на экспертизу, фактических данных для ответа на поставленный вопросец?

Судебный эксперт-психолог Лосев А.В.

тел. 8(495)-118-31-03

  1. Статья 2 Федерального закона РФ от 31.05.2001 N 73-ФЗ “О гос судебно-экспертной деятельности в Русской Федерации”.

 

0/5 (0 отзывов)

Оставить комментарий

Обучение психологов