Деятельность политического психолога по предупреждению рисков утраты легитимности власти ее представителями (психолого-политологический анализ)

Содержание

Деятельность политического психолога по предупреждению рисков утраты легитимности власти ее представителями (психолого-политологический анализ)

(Шевцов В.С.)

(“Юридическая психология“, 2012, N 1)

Информация о публикации

Шевцов В.С. Деятельность политического психолога по предупреждению рисков утраты легитимности власти ее представителями (психолого-политологический анализ) // Юридическая психология. 2012.

N 1. С. 33 – 36.

В данной статье показана сложность складывающихся международно-правовых отношений, обозначены животрепещущие политические опасности Рф. Коротко раскрыта предметная область деятельности новейшей научной субдисциплины “политическая психология” и работающих в ее рамках политических психологов, от профессионализма которых почти во всем зависит эффективность мер по предупреждению рисков утраты легитимности власти ее представителями.

Главные слова: легитимность гос власти, предупреждение рисков, оппозиционные силы, стиль политика, пиар-технология, деятельность политического психолога.

The article presents the complication of international legal relations. The article reveals urgent political threats for Russia. The subject area of the new scientific sub discipline “political psychology” is shown in the article.

In this regard, professional skills of political psychologists and the efficiency of any measures aimed at prevention of legitimacy losses of the authorities are interconnected and considered.

Key words: legitimacy of power, prevention from risk, oppositions, image of a politician, public relations technology, the activity of a political psychologist.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РИСКОВ УТРАТЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ

(ПСИХОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) <*>

В.С. ШЕВЦОВ


<*> Shevcov V.S. Activity of political psychologist with regard to prevention of risks of loss of legitimacy of power by representatives thereof.

Шевцов Владимир Сергеевич, педагог кафедры общей психологии и психологии личности Современной гуманитарной академии, кандидат психических наук.

          Поддержание легитимности гос власти – одна из главных задач обеспечения сохранности страны, являющаяся довольно сложной и важной для реализации. Аргументировать данное положение представляется вероятным через призму событий крайних десятилетий, когда недооценка действий оппозиционных структур, реализующих установки США, привела к постепенному понижению легитимности власти в ряде государств с следующим свержением правящей политической элиты.

          Так что все-таки такое легитимность?

        Существует огромное количество формулировок данного понятия, одна из которых говорит, что легитимность – это оправдание правомерности и поддержка власти со стороны субъекта [8]. Другими словами, человек признает правомерность функционирования работающей гос власти. По опыту Украины, Грузии, Киргизии и ряда остальных государств можно констатировать, что интеграция в мировое общество для их обошлась довольно недешево.

         Под девизом демократических преобразований США и их союзники открыто спонсировали неправительственные политические и другие организации, решающие задачки по “замещению” работающего политического режима на тот, который выгоден Западу. Пагубность сложившейся ситуации заключалась в том, что обещанная демократия и стремительная интеграция в мировое общество явились всего только маской, создающей эйфорическое настроение в затуманенном сознании людей.

             Результат этого известен и объяснений не просит.

       В контексте этих событий риторическим является вопросец: допустимо ли наличие в государстве оппозиционных сил?

       Логика здравых рассуждений дозволяет заключить, что если деятельность оппозиции ориентирована на улучшение механизма функционирования гос власти, на создание критерий для развития настоящего штатского общества и оздоровление цивилизации и т.д., то это, непременно, плюс.

Если обозначенные позиции являются прикрытием циничных интересов, лавированием меж чужими интересами, а деятельность подрывает сохранность страны, то эта деятельность обязана пресекаться, невзирая ни на какое давление государств Запада.

Итак, вышеупомянутое дозволяет утверждать, что риск утраты легитимности гос властью довольно небезопасен исходя из убеждений обеспечения государственной сохранности, а современные политические реалии свидетельствуют, что главным источником опасности являются спецслужбы забугорных стран. Их деятельность в Рф ориентирована на финансирование и укрепление оппозиционных сил и создание структур, содействующих созданию подконтрольного и прибыльного Западу правительства. Потому понижение рисков утраты легитимности властью, как слагаемого компонента политического риска, представляется очень принципиальным.

Сходу оговоримся, что понятие “риск” в рамках разных сфер деятельности трактуется по-разному. Создатель исходит из определения того, что риск – это возможность пришествия неблагоприятных последствий [3].

Опасности, связанные со понижением легитимности, являются довольно сложными и многоплановыми явлениями, входящими в предметную область анализа и обсуждений разных отраслей наук, таковых как философия, социология, юриспруденция, политология, психология и почти всех остальных.

Не отрицая вклада вышеназванных отраслей в вопросец понижения политических рисков, создатель разглядывает лишь один из их компонент, связанный со понижением легитимности и в контексте политической психологии.

Генезисом возникновения политической психологии послужили бессчетные признания ученого общества в том, что осознать суть и динамику функционирования политических действий и явлений не представляется до конца вероятным без учета формирующих их психических причин. Это и определило возникновение субдисциплины на стыке политологии, психологии и социологии, называемой “политическая психология”, главный задачей которой является исследование психических качеств происходящих политических событий [6].

Так, в рамках политической психологии одной из таковых заморочек, решаемой политическими психологами, является укрепление легитимности власти в лице ее представителей и противодействие рискам понижения и утраты. Реализуемая ими работа довольно непростая и связана с бессчетными методологическими неуввязками.

Во-1-х, данная профессия не является массовой, и, как было отмечено выше, политический психолог работает с определенными персоналиями, а не с абстрактными категориями. Во-2-х, для сотворения психической службы, лаборатории требуется много вещественных и временных издержек.

Специфичность работы политического психолога в сфере противодействия рискам утраты легитимности властью в лице ее представителей различается от работы остальных психологов до этого всего тем, что политическое решение обязано быть подготовлено в ситуации цейтнота (недостатка времени), а времени и способностей на проведение обычных, всеполноценных исследовательских работ нет. Проблематической является необходимость анализа критерий появления рисков и апробации устройств противодействия в кратчайшие сроки, потому что абсолютное большая часть применяемой инфы является секретной и касается ограниченного количества лиц.

   Деятельность политического психолога в части, касающейся противодействия рискам легитимности власти, условно дифференцируется по последующим фронтам.

1. Всеохватывающее обеспечение стиля представителя органа власти (политика). Данный вид деятельности конкретно связан с психологией, и к нему относятся: коучинг (тренинги), психологическое консультирование, ведение (сопровождение) политического фаворита, имиджмейкерство (создание подходящего вида политика), в том числе и психотерапевтическое консультирование, психокоррекция ненужных акцентуаций (проявлений личных черт) [7].

2. Касается анализа политических настроений населения, что уже поближе к социологии. Надлежащими задачками данной полосы являются: а) корректировка рассматриваемых проектов исходя из убеждений их психической грамотности – слежение за тем, чтоб в проектах не было заложено нереалистических ожиданий, неверных представлений о причинно-следственных связях в людском поведении; б) психологизация самого процесса принятия решений [4].

      В рамках всеохватывающего обеспечения стиля более пристальное внимание нужно сосредоточить на имиджмейкерстве – разработке подходящего вида политика. Под понятием “подходящий” следует осознавать образ, приемлемый для восприятия определенными персоналиями, соц группами, обществом. Например, ни для кого не является секретом, что в свое время Президент Рф В. Путин имел довольно высочайший рейтинг доверия населения.

       Соответственно, на тот период с его фамилией в сознании рядовых людей ассоциировался определенный образ, который складывался из стиля одежки, манеры поведения, речевых особенностей и других вербальных и невербальных особенностей (так именуемые “якоря” – в нейролингвистическом программировании).

       Его преемник – Д. Медведев употреблял имиджмейкерскую программку собственного предшественника, что подразумевало общую схожесть с ним и позволило в кратчайшие сроки утвердиться в качестве преемника работающей власти, обеспечив легитимность собственной личности, и др.

Совместно с тем деятельность психолога-политолога не ограничивается лишь формированием вида политика и связана с таковыми понятиями, как PR-технология (от PR – Public Relations либо “связи с общественностью”). Каким образом? Грамотным оформлением транслируемой инфы.

Так, больший отклик политик получит при воззвании к эмоциям и реакциям людей (своим избирателям), их взорам, настроениям. При всем этом политик сам является заказчиком таковой личностно-ориентированной работы [6].

В структуре PR-технологий принято выделение так именуемого “белоснежного” и “темного” PR (дальше – пиар). Примером “белоснежного пиара” могут служить данные властью обществу обещания, которые будут реализованы во что бы то ни сделалось. Как следует, таковая политика заранее крепит в сознании рядовых людей доверие к власти, увеличивает легитимность и понижает потенциальные опасности.

Говоря наиболее легкодоступным языком, формируется образ политика, работающего по принципу: произнес – сделал.

В свою очередь, у пиар-технологий есть и оборотная сторона, реализуемая политическими психологами, называемая “черным пиаром”. В традиционном осознании данного понятия выделяют две его формы:

1) деятельность, направленная на увеличение индекса доверия методом бессчетных обещаний, потом не реализуемых. Для чего же это нужно? Во-1-х, в предвыборной гонке это дозволяет получить нужное количество голосов поддержки и занять весомый для кандидата пост.

Во-2-х, беря во внимание индивидуальности русского склада ума, почти все политтехнологи приходят к воззрению, что избирателя можно “подкармливать” обещаниями весьма длительно, получая достаточные дивиденды за период нахождения во императивных структурах. Данный метод реализации пиар-технологии заранее связан с риском утраты легитимности в очах общественности, но последствия наступают или равномерно, или с отсрочкой;

2) деятельность, направленная на подрыв авторитета соперника. Таковая форма “темного пиара” реализуется средством сотворения негативного вида соперника, имеющего высочайшие шансы на вхождение в ряды политической элиты. Методами подрывной деятельности являются: компромат, распространение подложных избирательных программ, содержащих неверные сведения, срыв мероприятий агитационного нрава либо подкуп (переманивание) политического психолога (имиджмейкера, политтехнолога) конкурирующей стороны.

Принципиально отметить, что удачный политик в данной ситуации – это человек, победивший на выборах и переигравший собственных соперников в закулисной борьбе, принявший на себя гигантскую ответственность. Он понимает, в чем его сила, а в чем слабость.

Конфликтные дела с близкими людьми могут не достаточно его тревожить и оставаться на периферии его сознания.

2-ое направление – социологическая деятельность в политике политического психолога, направленная на компанию исследовательских работ публичного представления. Первой его задачей будет выявление общих тенденций в сознании населения касательно интересующих политиков вопросцев, что в особенности животрепещуще при внедрении новейшего закона, проведении реформы и т.д. Если не реализовывать такую деятельность либо безграмотно обмыслить ряд ее качеств, то это автоматом сводится к риску утраты легитимности власти. Примером хорошо проведенной работы по продвижению законопроектов является Закон “О правоохранительных органов”. Понятно, что он вызвал массу недовольства со стороны обывателей из-за не до конца обмысленных, а тотчас двойственно трактуемых формулировок.

Но обещания внести надлежащие поправки и данная бессчетным критикам возможность высказаться (в СМИ, Вебе и др.) решили важную с психической точки зрения делему – разрядки общества.

Обычно, для упреждения рисков понижения легитимности власти почаще пользуются не количественными, а высококачественными способами оценок. Высококачественное исследование часто выстроено на проф интуиции.

Психолог для оценки рисков проводимой представителем власти политики может организовать проведение нескольких “фокус-групп” (сеансов группового интервьюирования), где собирают 7 – 8 человек и 1,5 – 2 часа с ними проводят беседу по заблаговременно составленному сценарию. В группе имеется специалист – “модер фокус-групп”, которому представляют план для проведения фокус-группы.

В его обязанности вменяется выяснение принципно принципиальных вопросцев. Модер профессионально должен уметь вести фокус-группу, для того чтоб получить максимум инфы из данной маленький группы. Опосля этого в работу вступает политический психолог, который просматривает запись данной беседы на видео либо анализирует протоколы беседы. Принципиально отметить, что рассматриваются результаты работы несколькими фокус-группами, суммарный размер которых составляет примерно 25 – 30 человек.

По сопоставлению с внедрением количественных способов на огромных подборках это намного дешевле и резвее. Если верно составлена подборка в группе, при условии что модер ведет эти группы мастерски, то в руках у политического психолога оказывается мощнейший пласт инфы, который люди дают сами. Информация, приобретенная таковым образом, открыта, обрабатывать ее труднее, но достоверность результатов сравнима с всеполноценным масштабным социологическим исследованием [2].

Результатом таковой работы является анализ политического сознания людей, измеренного как количественными, так и высококачественными способами.

Приобретенные политическими психологами данные употребляются как политиками, которые должны прислушиваться к настроениям сограждан, так и средствами массовой инфы (СМИ), которые информируют общество о соответственных тенденциях.

Последующей, не наименее ответственной и сложной задачей политического психолога является работа по прогнозированию массовых брутальных действий, появившихся вследствие понижения легитимности власти, и поиск путей их предотвращения. Соответственно, от свойства организованной политическим психологом работы почти во всем зависит, как равновесно работает система поддержания легитимности власти.

Совместно с тем деятельность политического психолога, работающего в сфере обеспечения политических действий, не ограничивается 2-мя обозначенными выше формами. Существует и третье направление, о котором в средствах массовой инфы и литературных источниках молвят, но без охоты. Это целенаправленная деятельность по противостоянию с конкурирующей стороной, имеющая наступательный нрав, т.е. направленная на недопущение во императивные структуры нерентабельных работающей политической элите субъектов.

Создатель считает, что данное направление довольно популярно в почти всех государствах, потому животрепещущая информация по данному направлению носит поверхностный нрав.

В рамках данного направления через средства массовой инфы политическими психологами и политтехнологами формируется нехороший стиль потенциально нерентабельных субъектов и осуществляется выставление их в очень нерентабельном свете. К таким можно отнести как профессиональных, претендующих на высочайшие посты соперников, так и лиц, чья деятельность разрушает ценностные основания общества, ориентирована на подрыв доверия представителей органов власти и т.д.

Если гласить о первых – то это, обычно, происходит вследствие конкуренции с официально зарегистрированными оппозиционными силами, о вторых – это противодействие незарегистрированным политическим организациям, чья деятельность ориентирована на подрыв авторитета гос власти, на понижение ее легитимности в очах общественности.

В любом из вышеобозначенных направлений психолог должен давать политику оборотную связь относительно динамики его вида, также вида его окружения.

Каждое выступление представителя органов власти может стать предметом проф анализа. Отменно приготовленная, обмысленная во всем речь в состоянии сделать его рейтинг недостижимым для остальных, а даже малая оплошность привести к понижению легитимности его императивных возможностей.

Функциональное предназначение политического психолога в этом процессе состоит в том, что он является инвентарем, при помощи которого представитель органов власти получает нужную ему беспристрастную информацию. Деятельность политического психолога связана с неизменными стрессами, вызванными ситуациями цейтнота и нехорошим отношением с общественной стороны, которая лицезреет в нем обманщика, манипулятора публичным сознанием и др.

Невзирая на все это, политический психолог может удачно работать в структуре политических отношений, если он является не попросту специалистом, а союзником, членом команды, разделяющим принципы и цели той политики, реализации которой он призван способствовать.

Таковым образом, деятельность политического психолога играет важную роль в деятельности, направленной на предупреждение рисков утраты легитимности власти, так как конкретно он сформировывает одобряемый (хотимый) образ политика в очах общественности.

Литература

1. Сохранность Рф – 2011. Экспертно-аналитическое обозрение. М.: ИД “Аспект”, 2010. 352 с.
2. Белановский С.А. Способ фокус-групп. М.: Магистр, 1996. 272 с.
3. Горшкова А.А. Политический риск и способы его оптимизации // Животрепещущие препядствия политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Русского института дружбы народов / Отв. ред. д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. М.: МАКС Пресс, 2001. С. 139 – 142.
4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Соц психология малой группы. М.: Нюанс Пресс, 2001.
5. Государственная сохранность Рф: препядствия и пути обеспечения: Сб. науч. статей / Под общ. ред. С.В. Смульского. М.: МАКС Пресс, 2010. Вып. 3 (12). 228 с.
6. Шестопал Е.Б. Политическая психология. 3-е изд., испр. и доп. М., 2010. 415 с.
7. Гуревич П.С. Политическая психология. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. 543 с. (серия “Животрепещущая психология”).
8. Соловьев А.И. Политология: Политические теории, политические технологии. М.: Нюанс Пресс, 2005. 559 с.
9. URL: https:// ru.wikipedia.org/ wiki/ Public_Relations.
Загрузка ...
Обучение психологов
Обучение психологов