Детский аутизм

Аутизм – болезнь, для которого свойственны нарушения движений и речи, также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением соц взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма значительно разнятся, что обосновано разными подходами к диагностике и систематизации заболевания. По разным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического диапазона мучается 0,1-0,6% малышей, аутизмом с учетом расстройств аутистического диапазона – 1,1-2% малышей. У девченок аутизм выявляется вчетверо пореже, чем у мальчишек. В крайние 25 лет данный диагноз стали выставлять еще почаще, но, пока неясно, с чем это соединено – с конфигурацией исследовательских критериев либо с настоящим повышением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двойственно – как фактически аутизм (детский аутизм, традиционное аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического диапазона, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности личных проявлений аутизма может значительно различаться – от полной неспособности к соц контактам, сопровождающейся тяжеленной интеллектуальной отсталостью до неких странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Исцеление аутизма долгое, всеохватывающее, осуществляется с ролью профессионалов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

 

Предпосылки развития аутизма

В текущее время предпосылки появления аутизма совсем не выяснены, но установлено, что био основой заболевания является нарушение развития определенных структур мозга. Доказан наследный нрав аутизма, хотя гены, ответственные за развитие заболевания, пока лишь предстоит найти. У малышей с аутизмом отмечается огромное количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, досрочные роды). Предполагается, что отягощения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут увеличивать возможность его развития при наличии остальных предрасполагающих причин.

Наследственность. Посреди близких и далеких родственников малышей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% нездоровых аутизмом, что неоднократно превосходит распространенность заболевания в среднем по популяции. Возможность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников нездоровых нередко наблюдаются отдельные нарушения, соответствующие для аутизма: склонность к назойливому поведению, низкая потребность в соц контактах, трудности при осознании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таковых семьях почаще выявляется эпилепсия и интеллектуальная отсталость, которые не являются неотклонимыми признаками аутизма, но часто диагностируются при всем этом заболевании. Все перечисленное является доказательством наследного нрава аутизма.

В конце 90-х годов прошедшего века ученым удалось выявить ген расположенности к аутизму. Наличие этого гена не непременно приводит к появлению аутизма (по воззрению большинства генетиков, болезнь развивается в итоге взаимодействия нескольких генов). Но определение этого гена позволило беспристрастно подтвердить наследную природу аутизма. Это – суровый прогресс в области исследования этиологии и патогенеза данного заболевания, так как незадолго ранее открытия в качестве вероятных обстоятельств аутизма некие ученые разглядывали недочет заботы и внимания со стороны родителей (в текущее время эта версия отвергнута, как не соответственная реальности).

Структурные нарушения мозга. По данным исследовательских работ, у нездоровых аутизмом нередко выявляются структурные конфигурации лобных отделов коры мозга, гиппокампа, срединной височной толики и мозжечка. Главный функцией мозжечка является обеспечение удачной двигательной активности, но, этот отдел мозга также оказывает воздействие на речь, внимание, мышление, эмоции и возможности к обучению. У почти всех аутистов некие отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что сиим обстоятельством могут быть обоснованы препядствия нездоровых аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные толики, гиппокамп и миндалевидное тело, также нередко страдающие при аутизме, оказывают воздействие на память, способность к обучению и чувственную саморегуляцию, в том числе – возникновение чувства наслаждения при совершении важных соц действий. Исследователи отмечают, что у звериных с повреждением перечисленных толикой мозга наблюдаются конфигурации поведения, схожие с аутизмом (понижение потребности в соц контактах, ухудшение адаптации при попадании в новейшие условия, трудности при распознавании угрозы). Не считая того, у нездоровых аутизмом нередко находится замедление созревания лобных толикой.

Многофункциональные нарушения мозга. Приблизительно у 50% нездоровых на ЭЭГ выявляются конфигурации, соответствующие для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности конфигураций различается, при всем этом у малышей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, обычно, наименее выраженные по сопоставлению с нездоровыми, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Неотклонимыми признаками детского аутизма (обычного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка соц взаимодействий, препядствия при построении продуктивного обоюдного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки возникают в возрасте до 2-3 лет, при всем этом отдельные симптомы, свидетельствующие о вероятном аутизме, время от времени обнаруживаются еще в детском возрасте.

Нарушение соц взаимодействий является более броским признаком, отличающим аутизм от остальных нарушений развития. Малыши, страдающие аутизмом, не могут всеполноценно вести взаимодействие с иными людьми. Они не ощущают состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не соображают подтекста соц контактов. Данный признак может выявляться уже у малышей. Такие детки слабо реагируют на взрослых, не глядят в глаза, охотнее фиксируют взор на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, нездоровые не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции остальных людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют энтузиазма к новеньким людям. Они очень привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обыденные дети – не радуются, не бегут навстречу, не пробуют показать взрослым игрушки либо как-то поделиться событиями из собственной жизни. Обособленность аутистов обоснована не их рвением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить обычные отношения с окружающими.

Пациенты позднее начинают гласить, меньше и пореже лепечут, позднее начинают произносить отдельные слова и применять фразовую речь. Они нередко путают местоимения, именуют себя «ты», «он» либо «она». В следующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный припас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на познание слов и правописание, но испытывают затруднения при попытках применять образы, созодать выводы по поводу написанного либо прочтенного и т. д. У малышей с низкофункциональными формами аутизма речь значительно обеднена.

Для малышей с аутизмом свойственна необыкновенная жестикуляция и затруднения при попытке применять жесты в процессе контактов с иными людьми. В младенчестве они изредка демонстрируют рукою на предметы либо, пытаясь указать на предмет, глядят не на него, а на свою руку. Став старше, они пореже произносят слова во время жестикуляции (здоровые детки склонны жестикулировать и гласить сразу, к примеру, протягивать руку и гласить «дай»). В следующем им тяжело играться в сложные игры, органично соединять жесты и речь, перебегать от наиболее обычных форм коммуникации к наиболее сложным.

Еще одним броским признаком аутизма является ограниченное либо циклическое поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания тела, качания головой и пр. Нездоровым с аутизмом весьма принципиально, чтоб все постоянно происходило одним и этим же образом: предметы были расставлены в подходящем порядке, деяния совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать орать и протестовать, если мать обычно надевает ему поначалу правый носок, а потом левый, а сейчас поступила напротив, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута на право, если заместо обычной чашечки ему поставили похожую, но с остальным узором. При всем этом, в отличие от здоровых малышей, он не проявляет желания интенсивно поправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашечку), а доступными ему методами говорит о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на циклических сценариях. Малыши с аутизмом нередко выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной базы. Они не строят замки, не катают машины по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, исходя из убеждений стороннего наблюдающего, перемещают их с места на пространство и назад. Ребенок, страдающий аутизмом, быть может очень очень привязан к определенной игрушке либо неигровому предмету, может раз в день в одно и то же время глядеть одну и ту же передачу, не проявляя энтузиазма к остальным программкам, и очень активно переживать, если эту программку по некий причине не удалось поглядеть.

Вместе с иными формами поведения, к циклическому поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и остальные повреждения, наносимые себе). По статистике, приблизительно третья часть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – злость по отношению к окружающим. Злость, обычно, обоснована приступами гнева из-за нарушения обычных актуальных ритуалов и стереотипов или из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мировоззрение о неотклонимой гениальности аутистов и наличии у их каких-либо необыкновенных возможностей не подтверждается практикой. Отдельные необыкновенные возможности (к примеру, способность к запоминанию деталей) либо талантливость в одной узенькой сфере при дефицитарности в остальных областях (савантизм) наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень ума у малышей с высокофункциональным аутизмом быть может средним либо несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме часто выявляется понижение ума прямо до интеллектуальной отсталости. При всех видах аутизма нередко наблюдается генерализованная недостающая обучаемость.

Посреди остальных не неотклонимых, до довольно нередко встречающихся симптомов аутизма необходимо отметить припадки (выявляются у 5-25% малышей, почаще в первый раз появляются в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и дефицитности внимания, разные парадоксальные реакции на наружные стимулы: прикосновения, звуки, конфигурации освещения. Нередко наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (циклических движениях). Наиболее чем у половины аутистов выявляются отличия в пищевом поведении (отказ от приема еды либо отказ от определенных товаров, предпочтение определенных товаров и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранешние пробуждения).

Систематизация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, но в медицинской практике более обширно употребляется систематизация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений заболевания, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Невзирая на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высшую степень обобщенности, преподаватели и остальные спецы считают эту систематизацию одной из самых успешных, так как она дает возможность составлять дифференцированные планы психической корректировки и определять цели исцеления с учетом настоящих способностей малыша, страдающего аутизмом.

  • 1-ая группа. Самые глубочайшие нарушения. Типично полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с внедрением обычных циклических движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве главный цели исцеления рассматривается установление контакта, вовлечение малыша во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, также развитие способностей самообслуживания.
  • 2-ая группа. Свойственны твердые ограничения в выборе форм поведения, выраженное рвение к неизменности. Любые конфигурации могут стимулировать срыв, выражающийся в негативизме, злости либо аутоагрессии. В обычной среде ребенок довольно открыт, способен к выработке и проигрыванию бытовых способностей. Речь штампованная, построенная на базе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение действительности. В качестве главный цели исцеления рассматривается развитие чувственных контактов с близкими людьми и расширение способностей приспособления к среде методом выработки огромного количества разных стереотипов поведения.
  • 3-я группа. Наблюдается наиболее сложное поведение при поглощении своими стереотипными интересами и слабенькой возможности к диалогу. Ребенок стремится к удачливости, но, в отличие от здоровых малышей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Нередко выявляются развернутые энциклопедические познания в отвлеченной области в купе с фрагментарными представлениями о настоящем мире. Характерен энтузиазм к небезопасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве главный цели исцеления рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование способностей общественного поведения.

4-ая группа. Малыши способны к истинному произвольному поведению, но стремительно утомляются, мучаются от затруднений при попытке концентрировать внимание, делать аннотации и т. д. В отличие от малышей предшествующей группы, производящих воспоминание молодых интеллектуалов, могут смотреться застенчивыми, трусливыми и рассеянными, но при адекватной корректировки показывают наилучшие результаты по сопоставлению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве главный цели исцеления рассматривается обучение спонтанности, улучшение соц способностей и развитие личных возможностей.

 

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к доктору и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не глядит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не понимает, что созодать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сказать взрослым о собственных желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лопотать, демонстрировать рукою на предметы и пробовать их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – применять фразы из 2-ух слов. Если эти способности отсутствуют, нужно пройти обследование у спеца.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением малыша и выявлении соответствующей триады, в которую входят недочет соц взаимодействий, недочет коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и окулиста. Аутизм может сочетаться либо не сочетаться с интеллектуальной отсталостью, при всем этом при схожем уровне ума прогноз и схемы корректировки для детей-олигофренов и детей-аутистов будут значительно различаться, потому в процессе диагностики принципиально разграничить два этих расстройства, пристально исследовав индивидуальности поведения пациента.

0/5 (0 отзывов)

Оставить комментарий

Обучение психологов