16.07.2020
Нарушения общественного функционирования являются одними из главных черт психотических состояний. Не считая того, они появляются также и у лиц с клинически высочайшим риском развития психоза, представляя из себя более пораженный у данной группы пациентов нейрокогнитивный домен. Нужным условием обычных соц взаимодействий является способность правильно оценивать психические состояние другого человека, его мысли, убеждения (так именуемая «когнитивная эмпатия») и эмоции («чувственная эмпатия»). У пациентов с клинически высочайшим риском развития психоза данные возможности нарушены.
Тем не наименее, современные подходы к терапии лиц с клинически высочайшим риском развития психоза фактически никак не восстанавливают их соц функционирование. Соответственно, все еще остается необходимость в поиске наиболее действенной терапии, способной воздействовать на главные патологические процессы, присущие данному состоянию. Одной из возможных мишеней для исцеления соц нарушений является окситоцинергическая система мозга, беря во внимание огромное количество данных о главный роли окситоцина в соц функционировании человека. Имеются даже догадки о том, что окситоцинергическая система также может вести взаимодействие с дофаминергической системой и противодействовать усилению ее активности, наблюдаемой при психозе. Было показано, что у пациентов с шизофренией может изменяться концентрация окситоцина в крови, что ассоциировано со степенью нарушения общественного определения, а у пациентов с высочайшим риском развития психоза наблюдалось выраженное понижение метилирования гена сенсора к окситоцину, что было соединено с ангедонией и асоциальностью. Имеется ряд исследовательских работ, продемонстрировавших улучшение соц когнитивных функций опосля введения окситоцина у здоровых испытуемых, но доказательств эффективности данного способа терапии для улучшения общественного функционирования у пациентов на ранешних стадиях развития психоза пока недостаточно.
Schmidt et al. в собственном исследовании исследовали, сумеет ли однократное введение окситоцина сделать лучше восприятие убеждений (когнитивная эмпатия) и чувств (чувственная эмпатия) остальных людей мужиками с клиническим высочайшим риском развития психоза. Создатели относили к данной группы последующие группы пациентов, имеющих многофункциональные нарушения: 1) пациенты с аттенуированными психотическими симптомами; 2) пациенты с историей краткосрочной психотической симптоматики (наименее 1 недельки, без помощи других прекратившейся без терапии); 3) пациенты с шизотипическим расстройством личности; 4) родственники первой полосы пациентов с психотическими состояниями. Всего в данном исследовании с кроссоверным дизайном приняло роль 30 человек, получавших плацебо и 40 МЕ окситоцина интраназально с промежутком в 1 недельку.
Для оценки когнитивной и социальной эмпатии создатели употребляли измененную версию теста Салли-Энн. Данный тест проводился последующим образом. Участником демонстрировалось 10 разных историй, показанных с помощью последовательности слайдов, опосля что участникам требовалось ответить на три вопросца о данной истории: контрольный (беспристрастный вопросец, не имеющий дела к героям истории), вопросец на когнитивную эмпатию (требующий определение мотивации и убеждений персонажа) и вопросец на чувственную эмпатию (требующий определения соц чувств персонажа). На все три вопросца имелось два варианта ответа: «да» и «нет». К примеру, в одной из историй на 4 слайдах показаны два персонажа с нейтральным выражением лица. Поначалу один персонаж (Салли) кладет мяч в левый ящик (слайд 1), опосля что выходит из комнаты (слайд 2). В это время иной персонаж (Энн) перекладывает мяч из левого ящика в правый (слайд 3), опосля что Салли ворачивается в комнату (слайд 4). Опосля показа данных слайдов участникам в случаем порядке демонстрируются три слайда с вопросцами: контрольный («Вправду ли мяч в этом ящике?» (звездочкой выделен правый ящик)), вопросец на когнитивную эмпатию («Будет ли она находить мяч в этом ящике?» (стрелка показывает на Салли и звездочкой выделен левый ящик)) и вопросец на чувственную эмпатию («Ощущает ли она себя забавно, видя открывающуюся коробку?» (стрелка показывает на Энн)). Для ответа на 1-ый вопросец участникам нужно верно найти положение мяча в конце истории. Для ответа на 2-ой вопросец нужно правильно найти, что деяния Салли будут основаны на ее внутренних убеждениях, а не на реальном расположении мяча. В конце концов, для ответа на 3-ий вопросец, необходимо осознать, как будет ощущать себя Энн опосля этого розыгрыша. Для этого нужно не только лишь осознать, что мяч сейчас находится в другом месте, да и то, что у Салли имеются неверные ожидания относительно расположения мяча. Другими словами, удачной определение чувств зависит от удачного определения убеждений, но не напротив.
В процессе опыта создатели оценивали соотношение правильных и некорректных ответов в данном тесте, также время, которое испытуемые растрачивали, чтоб отдать верный ответ. Кроме этого, создатели оценивали активность мозга испытуемых во время выполнения данного теста. Также необходимо отметить, что исследователи проводили оценку изначального уровня возможности к распознанию соц чувств с помощью теста RMET (Reading the Mind in the Eyes Test).
Создатели нашли, что введение окситоцина привело к важному билатеральному понижению активности нижних лобных извилин при выполнении теста на чувственную эмпатию, но не на когнитивную. Нижние лобные извилины несут ответственность за определение чувств, интонаций, выражений лица, также являются принципиальной частью системы зеркальных нейронов, играющей важную роль в почти всех соц функциях (от обычной имитации до чувственной эмпатии). Соответственно, беря во внимание тот факт, что в данном исследовании эффективность выполнения заданий в группе, получавшей окситоцин, и в контрольной группе не различалась, создатели делают вывод о том, что наиболее низкая активность нижних лобных извилин опосля приема окситоцина свидетельствует о том, что данная зона начинает наиболее отлично (т.е. наименее «ресурсозатратно») управляться со собственной задачей по распознаванию чувств.
Также была продемонстрирована ровная зависимость меж изначальным уровнем возможностей к распознаванию соц чувств (при оценке при помощи RMET) и активацией нижней лобной извилины опосля введения окситоцина. Оказалось, что понижение активности нижней лобной извилины и повышение точности и скорости выполнения теста Салли-Энн опосля введения окситоцина наблюдалось лишь в группе пациентов с вначале сниженной способностью к распознаванию соц чувств. Другими словами, улучшение возможности к чувственной эмпатии опосля введения окситоцина наблюдалось лишь у пациентов с вначале низкой способностью к распознаванию чувств.
Исходя из приобретенных данных можно прийти к выводу о воздействии однократного введения окситоцина на чувственную эмпатию у лиц с высочайшим риском развития психоза. Создатели подчеркивают, что данное исследование в перспективе может послужить основой для разработки новейших способов терапии, направленных быстрее на улучшение исходов заболевания, а не на купирование психотических симптомов и предотвращение развертывания настоящего психотического состояния. По воззрению создателей, это является настолько же принципиальным направлением терапии, в особенности беря во внимание, что у большей части пациентов с клинически высочайшим риском развития психоза само психотическое состояние не разовьется, но нарушения общественного функционирования останутся.
Создатель перевода: Кибитов А.А.
Источник: Schmidt, A., Davies, C., Paloyelis, Y. et al. Acute oxytocin effects in inferring others’ beliefs and social emotions in people at clinical high risk for psychosis. Transl Psychiatry 10, 203 (2020).
Источник